Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Иномаркам подписали приговор

Доля импортных автомобилей на отечественном рынке сжимается как шагреневая кожа. Только за первое полугодие 2009 года она уменьшилась почти на 20%, а скоро может произойти настоящий обвал. В среду правительственная комиссия рекомендовала продлить запретительные пошлины, введенные в январе сроком на девять месяцев, еще на такой же срок. Ведь во многом именно благодаря таким драконовским мерам отечественные производители не тонут в пучине кризиса
0
(фото: Дмитрий Коробейников)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Доля импортных автомобилей на отечественном рынке сжимается как шагреневая кожа. Только за первое полугодие 2009 года она уменьшилась почти на 20%, а скоро может произойти настоящий обвал. В среду правительственная комиссия рекомендовала продлить запретительные пошлины, введенные в январе сроком на девять месяцев, еще на такой же срок. Ведь во многом именно благодаря таким драконовским мерам отечественные производители не тонут в пучине кризиса.

После того как в начале января этого года были повышены с 25 до 30% ставки на ввоз легковых автомобилей, у лоббистов российского автопрома появилась мечта закрепить их навеки. Дескать, в противном случае вся господдержка, оказанная автомобильным заводам, пойдет насмарку, а импортеры вновь завалят рынок б/у товаром. Но пока правительственая комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике выступила с предложением продлить пошлины на девять месяцев.

В арсенале Минпромторга, отстаивающего запретительные меры, - серьезный аргумент: за I полугодие 2009-го рыночная доля автомобилей, произведенных в России, увеличилась с 43 до 61%. Но следует понимать, что этот успех - результат не увеличения производства, которое, наоборот, снизилось на 60%, а следствие беспрецедентной атаки на импорт. По данным агентства "Автостат", он снизился в 17 раз, а на долю "секонд-хенда" теперь приходится менее 3% импорта (годом ранее подержанные иномарки занимали 20% всего завоза).

По расчетам министерства, повышенные пошлины пошли на благо бюджету. Если бы правительство не объявило войну иномаркам, таможенные сборы от импортируемых легковушек за I полугодие составили бы 40,4 млрд рублей. А в результате бюджет пополнился бы 43 млрд рублей. Но вот продажи новых автомобилей - как отечественного, так и иностранного производства - уверенно катятся вниз. С начала этого года они просели в два раза, и очевидно, что повышенные пошлины этому способствовали.

Для того чтобы население активнее покупало новые машины, государство придумало систему субсидирования кредитов. Но за весь срок ее действия ею воспользовалось лишь около 25 тысяч человек. В результате Минпромторг предложил в два раза - с 2 млрд до 1 млрд рублей - сократить объем финансирования госпрограммы льготного автокредитования на этот год. Более того, по рынку ходят слухи, что субсидирование займов могут вовсе отменить.

В чем же дело? Ведь льготное заимствование наравне с запретительными пошлинами правительственные мужи всегда преподносили нам как эффективную антикризисную меру. Количество банков, поддерживающих программу, постоянно увеличивается, а список автомобилей, которые под нее подпадают, расширен. Напомним: с 14 августа льготный кредит можно оформить на авто стоимостью до 600 тыс. руб. (прежняя планка - 350 тыс. руб.), одновременно снижен первоначальный взнос - с 30 до 15%.

Но чиновники не надеются вовремя освоить все выделенные средства.

- Второе полугодие обещает быть более удачным для экономики, чем начало года, однако риски, что кризис продолжится и в следующем году, крайне велики. Это понимают и граждане. Они не спешат тратить сбережения и получать обязательства перед банками в условиях, когда каждый может потерять работу, оказаться в вынужденном отпуске или работать за меньшую зарплату. Условий для покупок дорогостоящих товаров длительного пользования сейчас нет, и в ближайшее время они не появятся, - рассуждает аналитик ИК "Финам" Константин Романов.

Впрочем, льготное автокредитование - для нашего автопрома не панацея. Ведь доля российских машин на рынке стала расти еще до введения программы. С наступлением кризиса доходы населения начали снижаться, и ценовой "аргумент" стал решающим. Понятно, что здесь у продукции того же АвтоВАЗа - очевидное преимущество. Не стоит сбрасывать со счетов и девальвацию рубля, из-за которой стоимость импортных автомобилей значительно возросла.

Но это было в начале года, а сейчас средняя цена автомобиля, по оценке "Автостата", снизилась примерно на 20% и составила 18 тыс. долл. При этом иномарки подешевели до 22,2 тыс. долл. (против 26,4 тыс. в конце 2008-го). По всей видимости, падение цен продолжится. Иначе продажи легковушек будут катиться под откос и дальше.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир