Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Нога рабочего ступила на ВВЦ

Одиссея многострадальной скульптуры Веры Мухиной "Рабочий и колхозница", похоже, подходит к концу. Спустя шесть лет после демонтажа монумента к Северному входу ВВЦ уже подвезли левую ногу рабочего. На очереди - нижние конечности крестьянки. Труднее всего на место сборки скульптуры будет доставить торс мужчины и грудь женщины - они не поместятся на грузовик, поэтому для их перевозки потребуются специальные автоплатформы
0
Голову колхозницы доставят к месту сборки на открытой платформе - очень велика (фото: Сергей Шахиджанян)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Одиссея многострадальной скульптуры Веры Мухиной "Рабочий и колхозница", похоже, подходит к концу. Спустя шесть лет после демонтажа монумента к Северному входу ВВЦ уже подвезли левую ногу рабочего. На очереди - нижние конечности крестьянки. Труднее всего на место сборки скульптуры будет доставить торс мужчины и грудь женщины - они не поместятся на грузовик, поэтому для их перевозки потребуются специальные автоплатформы.

Сейчас заканчивается работа над постаментом-павильоном высотой 31,5 м (жаль, недодали метров - на выставке в Париже скульптура стояла на высоте 37,5 м). Но даже сейчас, для того чтобы рассмотреть верхушку пьедестала "Рабочего и колхозницы", приходится задирать голову до хруста в шейных позвонках. Впрочем, скульптуру не придется рассматривать с близкого расстояния: рабочий и колхозница - сами высотой 24,5 м - должны заполнить все пространство просторной площади рядом с ВВЦ.

Доставленные на стройку части скульптуры сложены на бетонной площадке в углу стройки, рядом с забором, и замотаны полиэтиленовой пленкой. Первым в глаза бросается огромный металлический ботинок - где-то в три человеческих роста. Рядом лежат пятиметровые трубы причудливой формы - это фрагменты ног рабочего. Их легко опознать по брючным складкам.

- Скульптуре ничего не угрожает, - заверили "Известия" рабочие. - Высотные краны в стороне, так что сверху на нее ничто не упадет. Да и сами фрагменты замотаны в прочный полиэтилен - его просто так не порвешь. Он и от строительной пыли должен предохранять.

- Следом на стройку доставят малогабаритные фрагменты, - объяснил "Известиям" Вадим Церковников, гендиректор фирмы "Экс-монумент", отвечающей за реставрацию, - например, ладони и недостающие фрагменты ног.

Сам павильон, по словам рабочих, уже закончен, сейчас туда подводят коммуникации, идет отделка внутренних помещений. Со временем "под юбкой" крестьянки должен открыться Музей Веры Мухиной.

Вплотную с павильоном построен металлический ангар высотой около 30 м. В нем скульптуру сварят специальной лазерной сваркой, после чего высотными кранами поднимут на 31-метровую высоту.

Сколько это займет времени?

- Мы этот вопрос еще не обсуждали, - признался Вадим Церковников. - Скульптура "Рабочий и колхозница", специально изготовленная для советского павильона на Всемирной парижской выставке 1937 года, была собрана за 11 дней. Сделали это 48 рабочих с помощью 1 крана, который поднимал крупногабаритные фрагменты на крышу здания. Но тогда рабочие спешили к открытию выставки, а нам спешить некуда. Для нас главное - качество, скульптура после реставрации должна простоять без капремонта минимум 100 лет.

Сейчас недостающие части скульптуры, оказавшейся в положении "одна нога - тут, другая - там", находятся в опытно-экспериментальном цехе ЦНИИ строительных конструкций им. Кучеренко на Рязанском проспекте. Там трудятся более десяти реставраторов. По своим размерам цех напоминает футбольное поле, иначе гигантские головы скульптур, а также ноги, руки и косынку колхозницы просто негде было бы разместить.

Жестянщик Михаил сталкивается с легендарным монументом не первый раз. В 2003 году он участвовал в его демонтаже.

- Все эти годы ждал начала работ, - говорит он. - Думал: забросят, не станут собирать. Денег же на сборку долго не давали. Но, к счастью, все наконец получилось...

С мая тут кипит работа. Повсюду лежат губки, тряпки, химические смеси для обработки стали. Тут же установлены станки, сварочные аппараты. Перед началом реставрации каждый лист памятника (а их около 6 тысяч) был просвечен рентгеном, обследован специальными приборами. Вся информация была занесена в "дело" - 120 томов. Около 250 стальных листов пришлось заменить полностью, а часть - подвергнуть фрагментарной реставрации и обработать антикоррозийным гелем.

5 декабря - славный день календаря

Богдан Степовой

Мэр Москвы Юрий Лужков пообещал, что сборка скульптуры Веры Мухиной - эталона соцреализма - завершится точно к 5 декабря. К этому же дню городские власти обещают открыть вторую очередь Волоколамского тоннеля. Но что это за новая сакральная дата? В прежние годы все громкие "премьеры" старались подгадать к Дню города...

Традиция делать громкие "открытия" в первые выходные сентября берет свое начало в 1947 году, когда столица отмечала 800-летие. Сталин к этой дате заложил фундаменты 7 высоток и памятник Юрию Долгорукому. Через 50 лет мэр Москвы Юрий Лужков не только продолжил, но и "углубил" это начинание: открыл подземный торговый центр на Манежной площади (первый в столице), крытый мост "Багратион" над Москвой-рекой и 96-метровый памятник Петру Великому на ее набережной.

Да и позже к Дню города старались приурочить открытие всех значимых объектов. Но в этом году явно что-то случилось. Да, в сентябре откроют 37 объектов - в основном школы и социальные центры. Но все они не тянут на звание стройки года. Зато на 5 декабря Лужков наметил минимум две "премьеры", одна из которых без натяжки является событием мирового масштаба. Почему же мэр выбрал именно эту дату?

- Здесь нет никакого символизма. Просто в этот день будут завершены все работы на данных объектах, - заявил "Известиям" первый замглавы руководителя пресс-службы правительства Москвы Леонид Крутаков.

Да нет, в ангаре, где идет сборка "Рабочего и колхозницы", каждый рабочий знает: час "икс" наступит 5 декабря - Лужков сказал, когда приезжал на место, что "надо поднять монумент в День советской Конституции". Уточним - сталинской Конституции 1936 года, за которой последовали репрессии 1937 года. Именно в эти годы Мухина работала над своим знаменитым монументом.

Логично. Но тогда причем здесь тоннель на Волоколамке? К нему Сталин точно никакого отношения не имел. Может, тогда тоннель стоит открыть к 12 декабря - Дню Конституции действующей, ельцинской? Или - что еще мудрее - перестать наконец по советской привычке гнать стройки к дате, а потом, как это часто в Москве бывает, долго доделывать по ходу?

Кстати, у 5 декабря есть еще одно значение - это день воинской славы, начало контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой в 1941 году. Хотя наверняка и его в то время приурочили к Дню сталинской Конституции.

Съездить в Париж и чуть не умереть на родине

Знаменитая скульптура, названная в Большой советской энциклопедии "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935-1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, который и был открыт там 25 мая 1937 года. После выставки скульптура вернулась в Москву и была установлена перед Северным входом на ВСХВ (ныне - ВВЦ). К сожалению, показ за границей стоил памятнику полжизни. Для того чтобы вывезти из Союза и провезти через тоннель в Париже, а потом снова установить на родине 24-метровые фигуры, выполненные из листов нержавеющей стали, пришлось резать не раз и сваривать каркас на месте. Из-за недоброкачественной сборки дефекты приходилось удалять чуть ли не каждый год.

Последний раз техническим состоянием скульптуры интересовались перед Олимпиадой-80. Уже тогда специалисты увидели, что несущий каркас монумента сильно деформировался, а местами даже разрушился. Кроме того, архитекторы столкнулись с неожиданной проблемой: половина чертежей "Рабочего и колхозницы" пропала без следа. По слухам, проектная документация на монумент была уничтожена по распоряжению Сталина - слишком большой интерес вызвала скульптура во Франции. Пришлось создавать все по новой.

В перестроечные годы была идея установить монумент на стрелке Большого Каменного острова, между "Ударником" и Крымским мостом, как мечтала при жизни сама Вера Мухина, однако это место оказалось занято Петром I работы Зураба Церетели. Чуть позже судьбой памятника заинтересовался адвокат Анатолий Кучерена, обратившись в Управление охраны памятников архитектуры Москвы с просьбой продать одной американской фирме "Рабочего и колхозницу". Ему, слава богу, отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России.

Нашлись они в 2002 году, когда проведенная экспертиза показала, что монументу необходима срочная реставрация. В октябре 2003 года "Рабочего и колхозницу" разобрали. Тогда же было решено вознести скульптуру Мухиной на постамент историческую высоту - копию побывавшего в 1937 году на Всемирной выставке в Париже павильона архитектора Бориса Иофана. На том и порешили, пообещав, что на свое законное место монумент вернется уже к середине 2005 года. Но возвращение затянулось до 2009 года.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир