Накануне гибели Игорь Ткаченко написал рапорт об увольнении


В понедельник стали известны подробности катастрофы двух истребителей Су-27 из пилотажной группы "Русские витязи", которая случилась в воскресенье в небе над Жуковским. По одной из версий, возможной причиной столкновения могло стать маленькое облако, из-за которого самолеты оказались друг для друга в "мертвой зоне". Кроме того, по информации "Известий", погибший начальник центра показа авиатехники, заслуженный военный летчик России Игорь Ткаченко незадолго до ЧП написал рапорт на увольнение из Вооруженных сил.
Комиссия Минобороны и Главного штаба ВВС вчера изучала бортовые самописцы разбившихся истребителей. По информации "Известий", у военных сейчас три версии случившегося: в двигатель самолета попала птица; кто-то из летчиков допустил ошибку в пилотировании и роковая случайность, в результате которой пилоты оказались друг для друга в "мертвой зоне".
- Пилотирование тяжелых истребителей Су-27 в плотном строю является чрезвычайно трудным элементом группового высшего пилотажа, - сообщил источник в штабе ВВС. - Такое пилотирование часто ведет к тому, что один или несколько самолетов попадают в воздушную струю впереди летящей машины. В этом случае аэродинамика полета нарушается, и самолет может бросить в сторону.
В интернете появились многочисленные фотографии очевидцев катастрофы. На них отчетливо видно, как ведомый самолет, в котором находился пилот - Виталий Мельник, догоняет ведущего - самолет-спарку Игоря Ткаченко и Игоря Куриленко. Ведомый "тыкается" носом в ведущего, после чего тот начинает гореть. Отчасти эта информация подтверждает версию известного летчика Магомеда Талбоева - догоняя ведущего, после завершения маневра ведомый не рассчитал скорость, в результате чего машины столкнулись.
Есть версия и о том, что скорость из-за неисправности "сбросил" как раз ведущий. Военные так же "рисуют" и другую картину: когда истребители пошли на разворот, то самолет Мельника оказался выше самолета Ткаченко и Куриленко, а между ними было небольшое, но плотное облако. Обе машины оказались в "мертвой зоне", и ведомые "срезали" кабину ведущего истребителя. Удар пришелся как раз по оптекателю кабины, и Ткаченко погиб моментально (ему сломало шею, об этом говорит сильно деформированное кресло без подголовника), а уже после этого мгновенно сработала катапульта.
Заслуженный летчик-испытатель Анатолий Квочур полагает, что все было не так - решив катапультироваться, пилот думал о том, куда упадет самолет, и хотел увести его от построек. Возможно, надеялся спасти машину. Пилоты предпочитают до последнего бороться за жизнь истребителя, но только не катапультироваться. Катапультные кресла К-36ДМ (они-то и стоят на Су-27) считаются одними из самых лучших (их даже покупают американцы). Но катапультирование - экстремальная ситуация.
К слову, Куриленко - штурман из дружественной группы "Стрижи", летевший в самолете-спарке, уже один раз катапультировался из падающего истребителя. В 2006 году в пермском аэропорту "Большое Савино" МиГ-29 под управлением полковника Николая Дятла и Игоря Куриленко во время взлета попал в стаю внезапно поднявшихся в небо птиц. Самолет потерял управление, и обоим летчикам пришлось катапультироваться. Говорят, что после второго катапультирования пилота списывают "на берег".
У этой катастрофы есть еще и человеческий момент. "Русские витязи" должны были переводить на новое место базирования - из Кубинки в Липецк. Командир "витязей" Ткаченко от перевода из Москвы отказался и написал рапорт на увольнение из ВВС. "После рапорта его вызвали к начальству и сказали: вот МАКС отлетаешь и свободен. Игорь подумал и ответил: хорошо", - рассказал "Известиям" сослуживец Ткаченко. Вчера министр обороны Анатолий Сердюков решил представить полковника Ткаченко к награждению государственной наградой посмертно за мужество и героизм.