Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

"Мы лишили кинотеатры "девственности"

Виталий Манский - мэтр документального кино. Живых, реальных людей он делает героями, а их жизнь, на первый взгляд обычную, превращает в произведение искусства. Впрочем, не все персонажи Манского - люди рядовые. Он снимал фильмы о Горбачеве, Ельцине, Путине. А его прошлогодняя лента "Девственность" о провинциалках, покоряющих Москву, стала едва ли не самой громкой премьерой сезона. В Петербург Манский приехал как член жюри OPEN CINEMA. Но разговор получился многоплановый: о фестивале, "Доме-2", премьере и балете Виталий Манский рассказал корреспонденту "Известий" Анне Кукушкиной
0
Фото: Ирина Сынгаевская
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Виталий Манский - мэтр документального кино. Живых, реальных людей он делает героями, а их жизнь, на первый взгляд обычную, превращает в произведение искусства. Впрочем, не все персонажи Манского - люди рядовые. Он снимал фильмы о Горбачеве, Ельцине, Путине. А его прошлогодняя лента "Девственность" о провинциалках, покоряющих Москву, стала едва ли не самой громкой премьерой сезона. В Петербург Манский приехал как член жюри OPEN CINEMA. Но разговор получился многоплановый: о фестивале, "Доме-2", премьере и балете Виталий Манский рассказал корреспонденту "Известий" Анне Кукушкиной.

В магазине это не продается

вопрос: Все знают, что есть кино игровое и кино документальное. Однако быть Михалковым или Тарантино - куда круче и денежнее, чем режиссером-документалистом. Перед вами стоял выбор, какое кино снимать?

ответ: Выбор не стоял. Я хотел снимать игровое кино, потому что не знал, что такое документальное. Точно так же не знают ваши читатели. Люди думают, что документальное кино - это репортажи Мамонтова, которые идут по "России". Или программы Первого канала о какой-нибудь звезде. Так вот, я хочу ответственно заявить: это не документальное кино! На днях выпало свободное время, зашел в храм Спаса на крови, там была экскурсия. И в определенный момент женщина-экскурсовод сказала: "Поднимите голову, я уверена, что вы эту икону никогда не видели". И действительно, все увидели ее в первый раз. Экскурсовод уверенно об этом говорила, потому что знала предмет. И я столь уже уверенно могу сказать: 99,9% зрителей вообще не представляют, что такое документальное кино, потому что они его не видели.

в: А что идет по телевизору?

о: Телевизионные передачи, сделанные по методологии документального кино. Для простоты приведу пример: существует Мариинский театр, и в нем - балетная труппа. А еще есть эстрадный балет Аллы Духовой, который выступает на сцене БКЗ "Октябрьский". Эффектная подтанцовка, которая помогает артистам делать шоу. Но к классическому балету это не имеет никакого отношения. То же самое и с телевизионными проектами, которые все привыкли воспринимать как кино.

в: И где настоящую документалистику можно увидеть? Только на фестивалях?

о: На фестивалях - прежде всего. Потому что на DVD она тоже не продается. Я специально нашел на Невском магазин, где есть стенд "Документальное кино". Когда такой стенд я встречаю в Берлине, там стоит именно то, что написано. А в Петербурге я увидел то же самое, что в Москве, Кинешме и других российских городах: под табличкой "Документальное кино" продаются диски "Уроки йоги" и "Дрессировка вашей собаки". В лучшем случае сериал Би-Би-Си о путешествиях и динозаврах. Купить документального кино невозможно. В прокате его тоже нет. Первый документальный фильм, который за последние 18 лет вышел в российский кинопрокат, - это моя картина "Девственность". Не очень корректно об этом упоминать, но я вынужден. Сейчас выходит мой новый фильм "РАССВЕТ/ЗАКАТ. Далай Лама 14". И мне казалось, что выпустить его на экран будет легче. Ведь мы уже лишили "девственности" кинотеатры, и теперь документальный фильм возьмут без проблем. А получается, что мы ведем переговоры по новой. Хотя фильм о Далай-ламе уже идет в американском прокате, его крутят в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, и не где-нибудь, а на Сан-Сент бульваре.

800 картин для одного

в: То есть за границей прокат документального кино существует?

о: Конечно, не такой, как у "Титаника", но все-таки вполне ощутимый. Я даже планирую показать в Москве, на фестивале "АРТДОКФЕСТ" спецпрограмму из документальных фильмов - лидеров европейского проката. Кстати, в этих фильмах нет острых социальных проблем, каких-то вскрытий или расследований. Достаточно перечислить сюжеты: дети в музыкальной школе снимаются в течение года, с момента поступления до первого экзамена, когда часть из них должны отсеять. Эта картина - лидер проката в Германии. Или фильм о велогонке "Тур де Франс", совершенно невинная зарисовка на тему, как спортсмены отдыхают между этапами. Там нет скандалов, историй про допинг. Но эти фильмы в Европе смотрят, и многие дают весьма приличные кассовые сборы.

в: А в Петербурге, на OPEN CINEMA, достойные фильмы есть?

о: Как член жюри я посмотрел всю программу. Принцип подбора картин на OPEN CINEMA такой - авторы присылают свои работы. Специально фильмы никто не ищет. В этом году пришло 800 картин. Их отсмотрели - этим занимается петербургский режиссер Ирина Евтеева, фактически она программный арт-директор фестиваля, но официально никакой должности не имеет. Лучшие - попали на фестиваль. У нас на "АРТДОКФЕСТе" принцип другой: мы сами ищем картины, иногда забираем их прямо с монтажного стола. Но если говорить об OPEN CINEMA, то с учетом всех обстоятельств - программа очень достойная. Плюс к тому здесь работают на зрителя. Это единственный опен-эйр в России, где под открытым небом показывают документальное кино, как это было на пляже Петропавловки в день закрытия. При этом фестиваль пропагандирует настоящее авторское кино. В афише нет раскрученных имен, а люди все равно идут. Возможно, кто-то будет спорить, но мне кажется, что OPEN CINEMA по своей культурной значимости в разы превышает какое-нибудь ночное гулянье на Дворцовой. Хотя там тратятся громадные деньги. У фестиваля нет даже десятой части этих миллионов.

в: Вы упомянули 800 фильмов, но как такой объем можно отсмотреть?

о: Спасает, что они - короткометражки. Иначе Ирине Евтеевой самой некогда было бы снимать. При этом многие документальные фильмы делаются годами. Сейчас по СТС идет мой проект "Поколение", каждую серию мы снимали десять лет. Начали в 99-м году прошлого века. Сначала это были женщины, которые ждали появления на свет своих детей. Мы снимали их ожидание, рождение, первый год, как эти дети идут в школу. Если бы это был игровой фильм, все уложилось в 46 съемочных дней. Актер - Кирилл в детстве, другой - Кирилл в отрочестве. И героиня - его мама - в парике и без парика.

Путин мне симпатичен

в: А как люди становятся героями ваших фильмов? Трудно уговаривать?

о: Трудно, если сам не веришь, что это нужно. Пусть - не этим людям. Пусть зрителям, обществу, истории, наконец. Это пафосно звучит, но только в этом случае все складывается нормально. Я уговариваю очень быстро. Или не начинаю этот разговор вообще.

в: Ну а с политиками как? К ним же вот так, запросто не подойдешь?

о: Наверное, удивлю читателей, но всегда эти вопросы решались просто. Я звонил Горбачеву или встречался в коридоре с Татьяной Дьяченко, дочерью Ельцина, и буквально на следующий день общался с ее отцом. Или оказывался в кабинете президента страны (Путин тогда был первым лицом) и делал ему предложение снять фильм. Не скрою, тут есть элемент лукавства. Сразу возникает вопрос, а как я попал в кабинет. Но, в конце концов, существует некая "кухня", а я - неплохой режиссер.

в: Горбачев и Ельцин - уже история, поэтому спрошу про Путина. В ходе съемок ваше отношение к нему изменилось?

о: С самого начала относился к Путину с симпатией, и это мне помогло сделать фильм. Когда шли съемки, Путин принимал решения, делал какие-то вещи, с которыми я был категорически не согласен. Например, он подписал указ о восстановлении советского гимна. Я сказал Владимиру Владимировичу, что не разделяю его точку зрения. И президент потратил достаточно много времени (а он очень занятой человек), чтобы обосновать свое решение перед режиссером, от которого в этой стране ничего не зависит. Потом он спросил: "Я вас убедил?" Но я ответил: "Нет".

в: И навсегда стали его фанатом? Путин вас очаровал?

о: На всю оставшуюся жизнь меня очаровал один-единственный человек - это моя жена. Ко всем остальным я могу испытывать только симпатию. К Путину это отношение сохранилось до сих пор. Единственное, что плохо: вокруг него маловато людей, которые говорят ему правду. К сожалению, власть так устроена, что с определенного момента любого руководителя начинают окружать персонажи, действующие по принципу: "Я старый солдат и не знаю слов лести, но я вам скажу -вы гений, ваше величество". А лесть портит абсолютно всех. Решить эту проблему можно только одним путем - через ограничение срока нахождения у власти, как это сделали в других государствах, исповедующих демократический принцип построения.

Я не противник "Дома-2"

в: А как живут другие ваши герои? С момента выхода "Девственности" прошел год, вы знаете, что сейчас с этими девочками?

о: Да, в какой-то мере я слежу за своими героями, даже помогаю иногда, если это возможно. Девушка Катя родила ребенка. Карина-Барби идет к своему розовому счастью. Достаточно зайти в интернет, чтобы убедиться - она набирает обороты. Она еще не Мадонна и не Ксения Собчак, но у нее и папы такого нет.

в: В вашем фильме была еще Кристина, которая мечтала потерять девственность с одним из участников "Дома-2". В связи с этим вопрос: уж вы-то наверняка поддерживаете решение Пресненского суда Москвы об ограничении эфира этой, скажем так, бездуховной передачи?

о: Совсем нет. Я не отношусь к ярым противникам "Дома-2". Там работают грамотные люди - я про съемочную группу говорю. И формат неплохой. По сути, любую историю можно сделать как банально, так и возвышенно. При определенном подходе "Преступление и наказание" может оказаться сюжетом из "Улиц разбитых фонарей", "Анна Каренина" - типичный "мыльняк". Поэтому я против закрытия "Дома-2" и против переноса его показа с 9 часов вечера. Я осознаю, что говорю сейчас опасные вещи - куда выгоднее этот проект ругать. Но я считаю, что "Дом-2" даже полезен. Другой вопрос, что там проблема с выбором героев, наполнение происходит очень узким сегментом общества. Было бы куда интереснее объединять в искусственной среде представителей разных социальных групп и национальностей. И предлагать им обсуждать какие-то общественно важные темы на бытовом уровне. В общем, все не так однозначно. И если ругать наше телевидение, то начинать нужно не с "Дома-2", а с других передач, которые тоже начинаются в 21.00.

в: Но вернемся к кино: что делать человеку, когда OPEN CINEMA закончился? В интернете искать что-нибудь достойное?

о: Ага, и скачивать, то есть воровать оттуда? Осенью мы с коллегами запускаем проект, это будет интернет-портал, заполненный исключительно лицензионным контентом. Все фильмы там будут российские и только документальные. И второй момент - это не будет помойка, где много чего свалено в кучу. В конечном счете, мы ограничимся каким-нибудь круглым числом, вроде 250 лучших российских фильмов ХХ и ХХI века. Максимально строгий отбор: с Лендокфильма мы взяли всего 16 картин.

в: Тогда последний вопрос: любимый фильм документалиста Виталия Манского?

о: "Следующее воскресенье" Олега Морозова. Он, кстати, связан с Петербургом. В вашем городе Морозов снял "Ленинград. Ноябрь", замечательная картина 1990 года, потрясающая, поэтическая. Потом он работал как оператор Германа, начал снимать "Хрусталев, машину", но заболел. Вернулся в родной город. Точнее, он жил под Калининградом и в течение 15 лет снимал там частные хроники. Людей, которые живут рядом. Потом сделал "Следующее воскресенье". Премьера была на нашем "АРТДОКФЕСТе", он получил гран–при, национальную премию "Лавр" за лучший арт-фильм. Все это было 12 декабря 2008 года, а 2 января он умер. И ни одна калининградская газета не написала об этом. Не было ни слова, что скончался самый великий, гениальный человек, который жил в то время на территории области. И это тоже момент, который характеризует положение документального кино и отношение к нему.
 
Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир