Штабные маневры на воде


Едва катер с ревизорами на борту отчалил от Речного вокзала на проспекте Обуховской обороны, место гида занял замглавы администрации Невского района Владимир Рублевский. Крутя головой влево-вправо (Невский - единственный район в городе, расположенный на обоих берегах главной петербургской реки), он едва успевал перечислять выстроившиеся вдоль воды промышленные предприятия "с большой и славной историей". Выяснилось, что не все производства относятся по-хозяйски к находящейся в их ведении береговой линии.
- Что это за заросли сорняков? Почему не косят траву? Когда залатают каверны в стенках набережных? - задавал неудобные вопросы председатель комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) Олег Виролайнен.
Представители районной власти умело переводили стрелки то на нерадивых собственников прибрежных территорий, то (если набережная государственная) - на ГУП "Мостотрест", который обязан следить за казенными "урезами воды" (окаймлением берегов). Замдиректора ГУПа Андрей Кочин, в свою очередь, жаловался на нехватку финансирования. Оказалось, что в связи с кризисом денег этой организации выделили меньше, чем в 2008-м.
- Подлатать где-то решетки, почистить гранит пескоструем еще можно. Но заменять выпавшие блоки - это дорого, не потянуть, - пояснял Кочин.
Сменявшие друг друга "экскурсоводы" из числа руководителей других районов сетовали примерно на те же проблемы. Денег мало, собственники набережных - недобросовестные либо их вообще не найти. Впрочем, представителям Красногвардейского, Калининского, Приморского районов не пришлось долго выступать в роли комментаторов. Протяженность подведомственных им прибрежных участков, мимо которых следовали члены ГШБ, оказалась не так уж велика - по нескольку километров.
Зато главу Петроградского района Алексея Делюкина ожидал настоящий бенефис. Районный "урез воды" протянулся на 53,5 км. Сначала все складывалось для "гида" удачно. Ревизоры с удовольствием лицезрели проплывавшие за бортом "знаковые виды".
- Нам есть чем гордиться, - рассказывал Делюкин. - Именно с Петроградки начинался Петербург. У нас здесь первый домик Петра Первого, первая в городе крепость, первый собор. И даже - вот: первый революционный крейсер "Аврора". ("Дай бог, чтоб и последний", - заметил кто-то из членов ГШБ).
Новые строительные объекты, видимые с воды, тоже вызвали интерес и отвлекали от рутинных проблем содержания набережных. Именно в Петроградском районе выполняются такие крупные инвестпроекты, как "Набережная Европы", стадион на Крестовском, реконструкция Каменноостровского театра (об этих объектах "Известия" рассказывали). Но когда "штабной" катер миновал стадион "Петровский", взору ревизоров открылась несколько иная картина. Заборы, испещренные разнообразными надписями, за которыми скрывались здания, принадлежащие "не слишком адекватным" (по словам Алексея Делюкина) собственникам. Довольно дикие, облюбованные "неорганизованными отдыхающими" берега острова Серный. И главная головная боль руководителя Петроградского района - полуостров Безымянный. Здесь, на землях, традиционно принадлежавших Обществу спасения на водах (ОСВОД), а позже - яхт-клубу "Нева", ныне обосновалась некая коммерческая фирма. Она уже несколько лет судится со Смольным по поводу права собственности на землю и постройки. Тем временем береговая линия Безымянного обрастает уродливыми дебаркадерами, бетонными обломками, металлическими ржавыми конструкциями.
Несмотря на отдельные неприглядные береговые территории, общее впечатление от "круиза" у главы КБДХ сложилось "благоприятное". Олег Виролайнен распорядился, чтобы городские и районные чиновники составили подробный график первоочередных мер по благоустройству "урезов воды". А Андрей Кочин получил персональное задание - сделать фотофиксацию всех 155 км государственных набережных. Эта наглядная картина текущего состояния "берегового гранита" Невы и притоков поможет просить об увеличении денег на ремонтные работы - не менее 800 млн руб. на следующий год.