Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Россия, вылезай из бутылки!

12 августа в Сочи президент Дмитрий Медведев проведет совещание по борьбе с алкоголизмом - по масштабу поставлены задачи вполне исторические. Ведь для того чтобы вырвать из алкогольного дурмана миллионы наших соотечественников, чиновникам необходимо решить настоящую головоломку. "Известия" прикинули, по каким фронтам может начаться атака на "зеленого змия" и к чему она приведет
0
Иллюстрация: Константин Валов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

12 августа в Сочи президент Дмитрий Медведев проведет совещание по борьбе с алкоголизмом - по масштабу поставлены задачи вполне исторические. Ведь для того чтобы вырвать из алкогольного дурмана миллионы наших соотечественников, чиновникам необходимо решить настоящую головоломку. C одной стороны - сделать горячительное менее доступным для подрастающего поколения. С другой - оградить потребителей от паленой водки, которой неминуемо прибавится в случае повышения цен. "Известия" прикинули, по каким фронтам может начаться атака на "зеленого змия" и к чему она приведет.

Типичная уличная картинка в центре Москвы, снятая нашим фотокорреспондентом Владимиром Суворовым весной этого года

Во вторник "Известия" рассказали о том, как иностранные лоббисты пытаются "бороться" с нашим алкоголизмом по принципу "пчелы против меда". Например, они предлагают наносить на бутылки количество "дринков". Вот посмотрит на них алкоголик - и, конечно, выпьет меньше. Правительству таким фантазиям предаваться недосуг, там бродят идеи посерьезнее. Например - ввести госмонополию на алкоголь.

Самые одиозные варианты монополии - например, на розничную торговлю - сегодня уже не обсуждаются. Реализация подобных проектов государству попросту не под силу. Максимум, на что готовы правительственные мужи, - прибрать к рукам производство спирта. В результате государство будет стоять у истоков водочной "реки", а собираемость налогов пойдет в гору.

Впрочем, и сегодня на долю государственного "Росспиртпрома" приходится около 40% спиртового рынка и 16% водочного. Тем не менее поступления в бюджет от "пьяных" акцизов крошечные - менее 1%. В прошлом году только со спирта государство должно было получить акцизов более 13 млрд рублей. А вышло в два раза меньше. "Левак" гонят все, в том числе и госпредприятия - в "ночную" смену. А в госмонополию всерьез никто не верит. Это, скорее, "страшилка" чиновников для алкогольного бизнеса. Вроде провалившегося ЕГАИС.

Водка? Только для богатых

Самая, казалось бы, очевидная мера - резко повысить акцизы на алкоголь. Тогда минимальная стоимость водки приблизится к восточноевропейскому уровню (около 5 евро за поллитровку), а спрос упадет. Но это по идее, на практике все может оказаться иначе. Чиновники опасаются, что в отсутствие доступного горячительного население кинется варить самогон и распивать технические жидкости. Поэтому остерегаются идти на непопулярную меру.

Впрочем, это не отменяет плановой индексации сборов. Напомним, что в 2008 году акцизная ставка была повышена на 7%, а в 2009-м - на 10%. Десятипроцентное увеличение ставки ожидает нас и в следующем году, но пока эта цифра под вопросом - в правительстве думают.

Еще одно предложение, которое, возможно, будет рассматриваться на сегодняшнем совещании, - введение единой ставки акциза на спирт в размере 191 руб. за литр. А все для того, чтобы у производителей не было соблазна мухлевать: закупать сырье по льготной ставке якобы для производства слабоалкогольных коктейлей, а потом гнать из него водку. Или еще вариант - декларировать покупку спирта для выпуска бытовой химии или медицинских препаратов (в этом случае никаких акцизов вообще платить не нужно).

Все это, конечно, приведет к росту цен на стеклоочистители и настойку боярышника, но в великом деле борьбы с алкоголизмом такими мелочами можно и пожертвовать.

Кнутом и пряником

Если на ведомства экономического блока возлагается задача вымыть с рынка левую продукцию и разобраться с акцизной политикой, то от Минздравсоцразвития ждут предложений по воспитательной работе. Так, ведомство Татьяны Голиковой предлагает включить в антиалкогольную кампанию мероприятия по информированию населения о вреде спиртного, просветительские акции и т.п.

От себя добавим - главное, чтобы все эти инициативы не походили на какую-нибудь бездарную социальную рекламу, которая красуется на десятках московских билбордов. В качестве примера удачной агитации можно привести живописные телевизионные ролики, наглядно показывающие последствия приема алкоголя для разных внутренних органов. Знакомый одного из авторов этой статьи после созерцания подобных ужасов вообще стал трезвенником.

Впрочем, соблазн купить баночку с горячительным где-нибудь в подземном переходе у подростка все равно останется. Поэтому в отношении нерадивых торговцев, продающих спиртное лицам, не достигшим 18 лет, никакого либерализма быть не должно. Как минимум усиление административной ответственности, для злостных нарушителей - тюрьма.

Умная антиалкогольная реклама должна только появиться, а вот алкогольная - полностью исчезнуть. Причем для пива, которое сегодня успешно рекламируется в метро и на телевидении, никаких исключений быть не должно. Ведь не секрет, что именно с "безобидного" пенистого напитка подростки "подсаживаются" на более крепкое спиртное.

Истина в вине?

Крепкий алкоголь - визитная карточка нашей страны. "Северная культура потребления, - вздыхают наркологи, - ничего не поделаешь". Поделаешь, если государство озаботится изменением структуры потребления, отвечают эксперты.

- 75% взрослого населения России не откажутся от алкоголя в ближайшие 10-15 лет. Поэтому людей нужно переводить на низкоалкогольную продукцию. Надо вспомнить, что в Советском Союзе была собственная хорошо развитая винная культура потребления - пусть не элитных, но натуральных вин, - говорит глава отраслевого агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз.

Увы, пока ситуация на винном рынке не оставляет нам надежды на скорые метаморфозы. Вино, которое в Европе продается за пару-тройку евро, стоит у нас 250-300 рублей. А те напитки, которые предлагаются до 100 рублей, лучше не пить. Козленочком станешь.

Народ за кампанию

Старания государства народ, как ни странно, поддержит. Свежее исследование ВЦИОМа показывает иное: даже среди мужчин за антиалкогольную кампанию выступают 57%, а против - только 25%. Естественно, среди женщин соотношение еще радикальнее: "за" 72%, а "против" 18%. Идеи у народа радикальные. Почти 2/3 предложили запретить продавать любые алкогольные напитки молодежи до 21 года. Следом идет запрет на рекламу даже пива. Каждый третий одобрит уголовную ответственность за распитие и появление на людях в нетрезвом виде, запрет на продажу водки по утрам, принудительное лечение алкоголиков. А вот повышение цен на алкоголь поддерживает только каждый пятый россиянин, введение "сухого закона" - каждый десятый.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир