Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова назвала положение Зеленского на фронте катастрофичным
Экономика
Центробанк отозвал лицензию у банка «Гефест»
Мир
В подконтрольной Киеву части Запорожской области заявили о повреждении инфраструктуры
Общество
Задержанный в Ростове-на-Дону украинский агент осужден на 11,5 года за шпионаж
Мир
Такер Карлсон обвинил власти США в сливе информации о встрече со Сноуденом
Мир
Пентагон признал неуязвимость российских предприятий ОПК к санкциям
Общество
Участок улицы в центре Москвы перекрыли из-за прощания с Лебедевым
Интернет и технологии
Эксперты прокомментировали план РВИ по поддержке российской игровой индустрии
Армия
Стало известно название уничтожившего первый Abrams дрона
Общество
Бастрыкин заявил, что Запад ждет от националистов ВСУ новых жертв среди граждан
Мир
В МИД отметили провал попыток Киева пополнить ряды ВСУ наемниками
Мир
В Белом доме допустили возможность освобождения Россией новых территорий
Мир
Экс-советник Кучмы Соскин указал на попытки ЦРУ принудить Киев к миру
Мир
Затраты Израиля на войну в Газе составили уже $65 млрд
Армия
В ДНР сообщили о боях на ближних подступах к Часову Яру

Грузовики забуксовали на кризисе

Нынешнее лето - ледниковый период для всего российского автопрома. Большинство заводов остановили свои конвейеры, при этом некоторые - на неопределенный срок. Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта рухнули с начала года на 50%, но хуже всего приходится производителям грузовиков, спрос на которые просел более чем на 70%. Заказчики - например, строители - сами находятся в глубоком кризисе, а лизинг (та же аренда) стал неподъемным. Куда "приедет" отрасль?
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Нынешнее лето - ледниковый период для всего российского автопрома. Большинство заводов остановили свои конвейеры, при этом некоторые - на неопределенный срок. Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта рухнули с начала года на 50%, но хуже всего приходится производителям грузовиков, спрос на которые просел более чем на 70%. Заказчики - например, строители - сами находятся в глубоком кризисе, а лизинг (та же аренда) стал неподъемным. Куда "приедет" отрасль?

Сколько бы денег ни закачивало правительство в автозаводы, поддержать их может только платежеспособный спрос. А с ним дела обстоят неважно. В отсутствие заказов простаивает КамАЗ, в отчаянном положении находится московский ЗИЛ, на совместном предприятии Sollers-Isuzu заморожен выпуск грузовиков. Горьковский автозавод срочно начал серийное производство бюджетной "Газели" - на треть дешевле стандартной. Но перспективы антикризисной модели пока достаточно туманны.

Конечно, автопроизводители не существуют в безвоздушном пространстве, их дальнейшая судьба зависит от перспектив восстановления экономики. Так, большая часть производства тяжелых грузовых автомобилей в России приходится на самосвалы, используемые в строительстве. А у строителей сегодня нет денег на покупку новой техники, да и необходимости в ней, по правде говоря, тоже нет - тысячи объектов по всей стране сегодня попросту заморожены.

Не стоит сбрасывать со счетов и следующий факт. До кризиса практически каждый второй грузовик приобретался в лизинг, но нынче это удовольствие могут позволить себе немногие предприятия - лизинговые компании серьезно ужесточили требования к потенциальным заемщикам. А у тех, кому удается воспользоваться лизингом, выплаты по долгосрочной аренде могут целиком съедать прибыль.

- В 2009 году мы ожидаем спад рынка тяжелых грузовиков на 50%, так как строительный сектор будет предъявлять минимальный спрос на самосвалы до тех пор, пока не нормализуются кредитные рынки, - считает аналитик ИК "Финам" Константин Романов.

Такой прогноз выглядит довольно оптимистичным. По статистике Минпромторга, только за первое полугодие производство грузовых автомобилей рухнуло на 72,5%. Впрочем, падение спроса на грузовики, аукнувшееся остановкой конвейеров, - не только российская проблема. Renault, Volvo Trucks, Scania AB и прочие участники рынка также вынуждены снижать объемы производства, увольнять персонал и т.п.

Ситуация в легковом автопроме, за которой пристально следят "Известия", также далека от идеала. В понедельник Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала свежий отчет, согласно которому продажи легковых автомобилей упали в июле на 58% по сравнению с июлем прошлого года. Для сравнения - июньский показатель составил 56%.

Самое драматичное падение в июле - более 70% - показали Ford, Nissan, Toyota, Hyundai, Mazda, Honda, Fiat, марки обанкротившегося GM - Chrysler, Jeep и Dodge и китайские бренды (за исключением Geely, умудрившейся выйти "в плюс"). Любопытно, что продажи прожорливого Hummer увеличились почти на 160%. Тем не менее самой продаваемой моделью в июле (как и за семь месяцев) остается "вазовская" Lada Priora, продажи которой сократились по сравнению с июлем 2008-го "всего" на 24%.

Эксперты все же считают, что осенью автопром начнет потихонечку оживать - вслед за остальным реальным сектором. Поэтому можно ожидать, что по сравнению с весной продажи вырастут на 10-30%. А пока спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Автозаводы и продавцы вовсю придумывают бартерные схемы, позволяющие хоть как-то свести концы с концами. К примеру, один из дилеров КамАЗа предлагает менять автомобили на товары и услуги - от тушенки и макарон до авиаперевозок.

Но вот на что кризис оказал благотворное влияние, так это на сферу обслуживания. Дело в том, что многие дилеры легковых и грузовых автомобилей сегодня переключились с продажи на сервис. На профильных интернет-форумах автолюбители поражаются метаморфозам, внезапно произошедшим с некоторыми продавцами, те стали внимательнее к своим клиентам, а качество их работы улучшилось. Хоть это радует.

"Ладу" соберут из крупных узлов

В результате число поставщиков автозавода резко сократится. Сейчас у АвтоВАЗа более 300 поставщиков, осуществляющих поставки непосредственно на конвейер. Из них 65-70% являются монополистами по своей номенклатуре, отмечает пресс-служба завода. Для повышения качества комплектующих и управления затратами АвтоВАЗ планирует развивать у себя модульную сборку за счет создания крупных поставщиков, которые сами будут собирать большие узлы. При этом завод собирается привлекать и иностранных производителей комплектующих, которые будут способны в кратчайшие сроки провести максимальную локализацию производства в России и Самарской области. Одновременно компания собирается отказаться от работы с поставщиками, не обеспечивающими высокого качества поставок. Ведь более 90% всех дефектов приходится на компоненты 60 предприятий.

Комментарии
Прямой эфир