Грузовики забуксовали на кризисе
Нынешнее лето - ледниковый период для всего российского автопрома. Большинство заводов остановили свои конвейеры, при этом некоторые - на неопределенный срок. Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта рухнули с начала года на 50%, но хуже всего приходится производителям грузовиков, спрос на которые просел более чем на 70%. Заказчики - например, строители - сами находятся в глубоком кризисе, а лизинг (та же аренда) стал неподъемным. Куда "приедет" отрасль?
Сколько бы денег ни закачивало правительство в автозаводы, поддержать их может только платежеспособный спрос. А с ним дела обстоят неважно. В отсутствие заказов простаивает КамАЗ, в отчаянном положении находится московский ЗИЛ, на совместном предприятии Sollers-Isuzu заморожен выпуск грузовиков. Горьковский автозавод срочно начал серийное производство бюджетной "Газели" - на треть дешевле стандартной. Но перспективы антикризисной модели пока достаточно туманны.
Конечно, автопроизводители не существуют в безвоздушном пространстве, их дальнейшая судьба зависит от перспектив восстановления экономики. Так, большая часть производства тяжелых грузовых автомобилей в России приходится на самосвалы, используемые в строительстве. А у строителей сегодня нет денег на покупку новой техники, да и необходимости в ней, по правде говоря, тоже нет - тысячи объектов по всей стране сегодня попросту заморожены.
Не стоит сбрасывать со счетов и следующий факт. До кризиса практически каждый второй грузовик приобретался в лизинг, но нынче это удовольствие могут позволить себе немногие предприятия - лизинговые компании серьезно ужесточили требования к потенциальным заемщикам. А у тех, кому удается воспользоваться лизингом, выплаты по долгосрочной аренде могут целиком съедать прибыль.
- В 2009 году мы ожидаем спад рынка тяжелых грузовиков на 50%, так как строительный сектор будет предъявлять минимальный спрос на самосвалы до тех пор, пока не нормализуются кредитные рынки, - считает аналитик ИК "Финам" Константин Романов.
Такой прогноз выглядит довольно оптимистичным. По статистике Минпромторга, только за первое полугодие производство грузовых автомобилей рухнуло на 72,5%. Впрочем, падение спроса на грузовики, аукнувшееся остановкой конвейеров, - не только российская проблема. Renault, Volvo Trucks, Scania AB и прочие участники рынка также вынуждены снижать объемы производства, увольнять персонал и т.п.
Ситуация в легковом автопроме, за которой пристально следят "Известия", также далека от идеала. В понедельник Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала свежий отчет, согласно которому продажи легковых автомобилей упали в июле на 58% по сравнению с июлем прошлого года. Для сравнения - июньский показатель составил 56%.
Самое драматичное падение в июле - более 70% - показали Ford, Nissan, Toyota, Hyundai, Mazda, Honda, Fiat, марки обанкротившегося GM - Chrysler, Jeep и Dodge и китайские бренды (за исключением Geely, умудрившейся выйти "в плюс"). Любопытно, что продажи прожорливого Hummer увеличились почти на 160%. Тем не менее самой продаваемой моделью в июле (как и за семь месяцев) остается "вазовская" Lada Priora, продажи которой сократились по сравнению с июлем 2008-го "всего" на 24%.
Эксперты все же считают, что осенью автопром начнет потихонечку оживать - вслед за остальным реальным сектором. Поэтому можно ожидать, что по сравнению с весной продажи вырастут на 10-30%. А пока спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Автозаводы и продавцы вовсю придумывают бартерные схемы, позволяющие хоть как-то свести концы с концами. К примеру, один из дилеров КамАЗа предлагает менять автомобили на товары и услуги - от тушенки и макарон до авиаперевозок.
Но вот на что кризис оказал благотворное влияние, так это на сферу обслуживания. Дело в том, что многие дилеры легковых и грузовых автомобилей сегодня переключились с продажи на сервис. На профильных интернет-форумах автолюбители поражаются метаморфозам, внезапно произошедшим с некоторыми продавцами, те стали внимательнее к своим клиентам, а качество их работы улучшилось. Хоть это радует.
"Ладу" соберут из крупных узлов
В результате число поставщиков автозавода резко сократится. Сейчас у АвтоВАЗа более 300 поставщиков, осуществляющих поставки непосредственно на конвейер. Из них 65-70% являются монополистами по своей номенклатуре, отмечает пресс-служба завода. Для повышения качества комплектующих и управления затратами АвтоВАЗ планирует развивать у себя модульную сборку за счет создания крупных поставщиков, которые сами будут собирать большие узлы. При этом завод собирается привлекать и иностранных производителей комплектующих, которые будут способны в кратчайшие сроки провести максимальную локализацию производства в России и Самарской области. Одновременно компания собирается отказаться от работы с поставщиками, не обеспечивающими высокого качества поставок. Ведь более 90% всех дефектов приходится на компоненты 60 предприятий.