Чье ухо лучше - Ван Гога или Стеларка?
В галерее "Exit Art" на нью-йоркском Манхэттене открылась выставка под мистическим и угрожающим названием "Corpus Extremus (LIFE)". Организаторы так характеризуют ее кредо: "Чудеса и ужас постъестественной истории. Как технология меняет традиционные представления о жизни, смерти и искусстве".
Своим вдохновителем участники выставки считают великого физика и футуролога, профессора Принстонского университета Фримена Дайсона. Он выдвинул теорию, согласно которой "дарвиновский интерлюд", длившийся почти три миллиарда лет, подходит к концу. Все естественные мутации уже завершены. Дальнейшее развитие будет происходить лишь путем технологического обмена генами между различными особями.
Родители, говорит Дайсон, будут благосклонно наблюдать, как дети выводят миниатюрных динозавров с заячьими ушами и других экзотических зверюшек. Природа исчерпала свой творческий гений естественного отбора, и эстафетную палочку у нее должны перенять ученые и люди искусства.
Выставка "Corpus Extremus (LIFE)" - как бы демонстрация передачи этой эстафеты. Никакой суперкомпьютер не может предсказать, какими мы будем через пять тысяч лет. Здесь на помощь науке должно прийти искусство, провозглашают участники выставки. Но как?
Один из ответов на этот вопрос дает художник и перформер 63-летний Стеларк (настоящее имя Стелиос Аркадио). Его двухчастная самоинсталляция, воспроизведенная на видео, называется "Расщепляющаяся плоть". Особенно интригующе выглядит вторая часть - ухо на левой руке. Это, по Стеларку, "еще не законченное произведение". Начало ему положили несколько операций.
12 лет автор искал хирурга, который согласился бы его оперировать, и мецената, который взялся бы финансировать эту безумную затею. Врачи сомневались в том, что проект имеет отношение к искусству. Но в конце концов Стеларк убедил их, что они - художники, а его тело - полотно. В 2006 году хирурги из Лос-Анджелеса вживили Стеларку пористое полиэтиленовое ухо (с микрофоном) на внутреннюю сторону левой руки и накрыли собственной кожей страдальца. Естественные ткани и кровеносные сосуды полностью закрыли полиэтиленовое ухо, и оно стало составляющей тела художника. Однако предстоят новые операции, чтобы придать уху "более скульптурный рельеф". Его мочка будет сделана из кожи Стеларка.
Теперь все, что воспримет орган, будет передаваться в интернет. "Кто-нибудь в Париже будет знать, что я делаю в Австралии, будет, например, слышать, как я храплю во сне", - шутит автор. Он признает, что многим не по себе от его художеств. Но, говорит он, "если ты художник перформанса, ты платишь за это потерей зоны своего комфорта". В общем, искусство требует жертв.
Глядя на искусственное ухо Стеларка, нельзя не вспомнить об ухе Ван Гога. Если Стеларк прирастил третье ухо, Ван Гог отрезал себе одно из имеющихся. Ему не ассистировали лучшие хирурги мира. Его не финансировали меценаты. Он совершил насилие над собой сам, находясь в состоянии глубокой душевной болезни. Впрочем, эта каноническая версия сейчас оспаривается. Недавно в свет вышла книга немецких искусствоведов Ганса Кауфмана и Риты Вильдеганс "Ухо Ван Гога: Поль Гоген и обет молчания". Авторы утверждают, что на самом деле Ван Гог и Гоген гуляли по улицам французского городка Арля и о чем-то заспорили. В ходе перепалки Гоген выхватил кинжал и отхватил ухо Ван Гога. При виде брызнувшей крови друзья пришли в себя. Чтобы спасти Гогена от тюрьмы, Ван Гог придумал легенду о самоотрезании уха в припадке помешательства.
Говорят, Микеланджело заколол одного из своих помощников, чтобы запечатлеть в мраморе окоченение мышц умирающего мужчины. В сравнении с ним вина Гогена не так уж и велика...