Пылесос по цене автомобиля
Экономический кризис воскресил в Москве забытых было коробейников. В подъездах жилых домов снова появились люди, торгующие с рук всякой всячиной: книгами, посудой, медицинскими приборами и бытовой техникой. Эксперты Общества защиты прав потребителей рекомендуют москвичам быть бдительными: часто коробейники оказываются подкованными психологами и умудряются всучить задорого совершенно ненужный товар. Сейчас в ОЗПП "Общественный контроль" больше всего жалоб на продавцов пылесосов "Кирби" и чудодейственных медицинских приборов, "излечивающих" абсолютно все болячки.
Для тех, кто не знает, "Кирби" - это чудо-пылесос по цене подержанного автомобиля: 80-120 тысяч рублей. В магазинах он не продается, а распространяется методом сетевого маркетинга. То есть впаривания. К пожилой москвичке Марии Михайловне М. распространители "Кирби" нагрянули, когда она только-только выписалась из больницы. Вначале юная девушка долго по телефону уговаривала бабушку пустить их в квартиру, для достоверности сославшись на социального работника, который якобы дал ей номер телефона. В качестве бонуса незваная гостья пообещала пенсионерке бесплатно почистить ковер и отмыть от застарелой грязи диван.
- Пришли двое молодых людей,- вздыхает Мария Михайловна. - Три часа рассказывали и показывали, как работает аппарат. Диван почистили. Он и правда стал почти "магазинного" цвета.
Узнав, что пенсионерка страдает астмой, продавцы рассказали детективную историю о клещах-сапрофитах, которые заводятся в коврах и мягкой мебели. Злостные жучки проникают в бронхи и становятся главным рассадником аллергий. Обычным пылесосом насекомых не одолеешь, только "Кирби" под силу с ними справиться. К концу многочасовой лекции измученная пенсионерка уже была уверена, что без чудесной машинки больше не сможет жить. Бабушка подписала договор на 85 тысяч 420 рублей. И даже уплатила первый взнос в 20 тысяч - разворошив припрятанную кубышку. На следующий день Мария Михайловна поняла, что "шиканула" не по доходам. Компания договор расторгнуть соглашается, однако первый взнос возвращать не хочет. Юридически не подкопаешься: неустойка предусмотрена в бумаге, которую пенсионерка перед тем как поставить свою подпись не прочитала.
Пенсионер Олег Михайлович Кадышев недавно стал "счастливым" обладателем массажера "Лотос", излечивающего остеохондроз, артрит и артроз. Во дворе дома в Кузьминках, где проживает дед, находчивые продавцы устроили мини-собрание для пенсионеров. Накануне на дверях подъездов появилось объявление о том, что сотрудники соцслужбы проведут консультацию для населения о ходе реализации национального проекта "Здоровье". Во время лекции распространители доходчиво объяснили старикам, что по федеральной программе им положена последняя научная разработка - массажер "Лотос" по льготной цене. С 50%-ной скидкой - всего 3900 рублей. Некоторые доверчивые граждане попались на удочку. Через пару часов после покупки поняли, что данный предмет им совершенно ни к чему.
Эксперты Общества защиты прав потребителей говорят, что опротестовать такие сделки в суде и вернуть деньги очень трудно. Формально продавцы не нарушают закона и насильно к покупке никого не принуждают.
- Главный контингент продавцов, занимающихся разносной торговлей, - это небогатые слои населения: одинокие матери, пенсионеры, - говорит юрист ОЗПП "Общественный контроль" Дмитрий Лесняк.- Они больше всего поддаются внушению. К тому же в богатые дома таким торговцам трудно попасть. Договора расторгнуть очень трудно - по закону бытовая техника, если она исправна, не подлежит возврату. То есть как мошенничество такие сделки классифицировать нельзя. Это просто "черная" методика продаж, на грани с законностью. Если потребитель уже попал в такую нехорошую историю, каждый случай нужно рассматривать отдельно. У продавцов часто встречаются нарушения контрольно-кассовой отчетности, проблемы с сертификацией товара. Но лучше всего серьезно подумать, перед тем как совершать покупку. Посторонних людей в квартиру пускать не стоит. Иногда коробейники могут еще и выступать в качестве наводчиков квартирных воров.
Ждем ваших вопросов и рассказов об удачных и неудачных покупках по электронной почте: granina@izvestia.ru. Бесплатную юридическую консультацию также можно получить на сайте ОЗПП "Общественный контроль" ozpp.ru