Загадка ганозиса


Она пришла в рабочей спецовке и с порога заявила, что ей известна разгадка одного мирового секрета и что по этой причине ей грозит смертельная опасность. "Очередная чайница", - подумал я: сколько таких посетителей перебывало в нашем известинском отделе науки! Но то, что рассказала Татьяна Васильевна Хвостенко, оказалось сущей правдой.
Она начала издалека. В 1887 году в Среднем Египте, в Фаюмском оазисе, были обнаружены древние погребения. В их изголовьях находились дивной красоты живописные портреты. И поразительно: на протяжении столетий они не потускнели и не потрескались.
О технике живописи восковыми красками энкаустике (от греческого "выжигаю") было известно еще в древнейшие времена. Но разгадать секрет удивительных красок в течение веков не удавалось никому. И лишь в 30-е годы прошлого века судьба улыбнулась советскому художнику Василию Хвостенко. Однако, проводя опыты с энкаустическими красками, содержащими ртутную киноварь, художник не ведал, что раскрытие вековечной тайны будет стоить ему жизни.
Уникальный рецепт красок по наследству перешел к дочери и последовательнице художника, участвовавшей в опытах отца. Продолжая его исследования, Татьяна Васильевна раскрыла еще один секрет древних.
Мастера Древнего Египта и Древней Греции покрывали скульптуры тончайшим слоем особого лака, приготовленного на основе пчелиного воска и растительных масел. С годами и этот рецепт был утрачен.
Татьяна Хвостенко восстановила состав ганозиса, уникального защитного средства. Однако, прежде чем заявить о своем открытии, Татьяна Васильевна десятки раз проверила действие ганозиса на практике. Однажды эта энергичная женщина обновила лаком известный памятник хирургу Пирогову в Москве, оставив необработанным лишь ботинок на левой ноге, чтобы эксперты могли убедиться в эффективности ее методики.
Со временем об удивительном новшестве стало известно в "высоких кругах". Татьяне Васильевне предложили обработать ганозисом парадные двери одного из зданий Министерства обороны, а позже - могилу Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Работа была успешно выполнена.
Ганозис, убеждала меня Татьяна Васильевна, можно наносить не только на произведения искусства, но и на мебель, на фасады особняков, автомобили, даже на корпуса судов, чтобы остановить старение металла и увеличить скольжение. Дышащая пленка защищает практически любые материалы от коррозии, плесени, гниения, жуков-древоточцев...
В те годы ЮНЕСКО объявило конкурс на лучшее решение проблемы консервации разрушающегося Парфенона. Татьяна Васильевна напомнила грекам о технологии, которой владели их древние предшественники. Из Греции ей тут же пришло приглашение. Но у хорошего дела всегда найдутся завистники и недоброжелатели. Их усилиями поездка Татьяны Хвостенко в Грецию сорвалась.
Художница устроилась рабочей в контору, которая занималась обновлением мемориальных досок на главных проспектах столицы, в частности, на Кутузовском. Обработанные ею доски засияли, а новую работницу какие-то темные личности (судя по всему, по наводке руководства конторы) подстерегли в темном переулке и предупредили, что если она завтра не уволится, то пусть пишет завещание. Дело в том, что эта контора два раза в год обновляла доски и получала от московских властей немалые деньги. А после обработки досок ганозисом работники этой лавочки лишались солидных доходов... "Назавтра" она и пришла в "Известия". Однако газета тогда не выступила: видимо, руководство ушло от конфликта с московскими властями...
...После той незабываемой встречи прошло более двадцати лет. Недавно я узнал, что Татьяны Васильевны уже нет в живых, но она успела подготовить к изданию книгу об энкаустике и ганозисе, чтобы привлечь к ним внимание общественности. Хочется верить, что раскрытые древние секреты не будут вновь утрачены - на этот раз они, никем не востребованные, могут затеряться в необозримых бумажных лабиринтах патентного ведомства.