Встречаться с семинаристом - вечно его ждать
Вроде бы и студенты, но непростые: строгая форма, степенные движения и закрытая от посторонних глаз жизнь, непохожая на повседневность обычных "студней". Учащиеся духовных семинарий - люди для светского большинства загадочные, и их жизнь обрастает разными мифами. Корреспондент "Известий" расспросила будущих священников, как у них с чувством юмора, зачем к ним в гости приезжал Федор Конюхов и действительно ли к академии выстраивается очередь из потенциальных невест.
Три дня в одном
В Сергиев Посад я приехала с утра - в 11. Духовная академия - как раз на территории Троице-Сергиевой лавры, похожей на большое белое облако с золотыми и синими бликами-куполами. Вокруг академии - небольшие парки со скамеечками, почему-то вызывающие у меня ассоциации с Царскосельским лицеем. Да и сами семинаристы в стильных черных кителях скорее напоминают пока задумчивых лицеистов, чем будущих священнослужителей.
Впрочем, форма не у всех - из-за жары многие ее снимают и ходят, как обычные парни, в футболках... "Юноши" здесь - от 16 до 30, не только со всей страны, но и из Белоруссии, Украины, Германии, Америки и, представьте, даже из Китая.
Экзамены воцерковленным выдержать нетрудно. Но волнительно: как-никак конкурс два человека на место. Первый этап обучения - семинария, затем - академия, что-то вроде аспирантуры. У абитуры - свои приметы. "Абитуриентов отправляют на послушания (трудовые обязанности), - делится семинарист Алексей. - Мне довелось попасть в иподьяконскую чистить кадила. И иподьяконы рассказали страшилку. Который год к ним на послушание назначают двух студентов. И всегда один поступает, а другой нет. И ведь сбылось! Я, к счастью, оказался поступившим".
По коридорам семинаристы передвигаются тихо - в здании и меня не покидает ощущение необычного спокойствия. Большинство здесь готовится к сессии. Заглядываю в аудиторию - склоненные студенческие головы среди книжных "баррикад". У каждого свой постоянный письменный стол, хаотично покрытый учебниками, которые там же и хранятся.
Сейчас занятий нет, но обычно расписание очень жесткое. Ранний подъем - чтобы успеть к утренней молитве перед завтраком, затем с 9 - учеба.
"Учимся обычно 4 урока по 70 минут. - рассказывает Михаил, мой проводник по закоулкам академии. - Перемены у нас по 15 минут, а после второго урока 20 минут полдничаем..." Ассортимент в столовой мало отличается от обычного общепитского меню. "Типичная наша еда - картошка с котлетой. А в пост - картошка без котлеты", - смеется Миша. Но есть и фрукты, и сладости.
После обеда отдых, а с пяти вечера - три часа самоподготовки. Отлынивать нельзя, прогульщики попадают на "стену плача" - доску, где вывешиваются выговоры. В 22.00 - вечерняя молитва, в 23.00 - отбой. "Такая плотность событий бывает, что к вечеру кажется, будто уже дня три прошло", - делится ощущениями первокурсник Андрей... Немудрено - в перерывах между занятиями, молитвами, едой и сном они еще и трудятся, выполняя послушания...
От кардинала до Конюхова
- Но все-таки, что вы делаете в свободное время? - интересуюсь я.
- Спим! - хором отвечают семинаристы.