Победителей даже больше, чем ожидали
До выпускных экзаменов остались считанные дни. Для кого-то результаты ЕГЭ станут пропуском в престижный вуз, а кто-то, наоборот, лишится надежды поступить в выбранный институт или университет. Все решают знания. Но любой экзамен - лотерея, и никто не застрахован от ошибок. Счастливчикам, которые одержали победу в финальном туре конкурса "Поступи в Финэк с "Известиями", можно только позавидовать. Ведь студенческий билет у них практически в кармане.
В списке победителей - 15 выпускников, не только из Петербурга - со всех концов России. География конкурса исключительно широкая. Сегодня "Известия" публикуют имена тех, кто попадет в Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов вне конкурса. Кто-то скажет: повезло! Но не в одной фортуне дело, это право надо было заслужить. Попасть в число финалистов оказалось не так-то просто: испытания для претендентов были предложены весьма серьезные.
Самостоятельность и творческий подход
Первый тур конкурса "Поступи в Финэк с "Известиями" стартовал в апреле. Всем ученикам 11-х классов было предложено написать эссе на одну из следующих тем: "Мое образование - мой капитал", "Нужны ли инвестиции в образование в период кризиса", "Университетское образование в современном обществе - это…", "Образование длиною в жизнь", "За" и "против" виртуального обучения".
- На конкурс пришли десятки работ, и надо признаться, отобрать лучшие оказалось непросто. Уровень многих эссе был достаточно высок, - говорит декан факультета довузовской подготовки и профориентации СПбГУЭФ Анна Васильевна Завгородняя. - Вначале мы планировали, что в финал конкурса выйдет 25 человек, однако, с учетом уровня работ, число финалистов решили увеличить. В итоге на заключительный тур состязаний, который проходил в нашем университете в форме деловой игры, собралось 32 человека. Важно отметить, что в первом туре учитывались не только качество представленной работы, самостоятельность ее исполнения и соответствие заявленной теме, но и творческий подход, нестандартность мышления, новизна предлагаемых идей, общая эрудированность автора. Все это позволило отобрать действительно достойных.
Попасть в десятку
И вот день очных испытаний наступил. Все финалисты собрались в актовом зале Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. С приветственным словом к ребятам обратились председатель жюри конкурса, проректор по учебной работе СПбГУЭФ Ирина Ивановна Егорова и сопредседатель, генеральный директор газеты "Известия" в Санкт-Петербурге Светлана Геннадьевна Моргунова. Всем участникам они пожелали только победы, но юные претенденты едва ли слышали добрые слова напутствий - настолько велико было волнение. Каждый понимал, вот он: "момент истины", когда до победы рукой подать, но достанется она не всем - только лучшим. Первоначально из 32 финалистов, принявших участие в заключительном туре конкурса, планировалось отобрать только 10 победителей. Попасть в десятку - с таким, поистине боевым настроем участники конкурса приступили к выполнению заданий.
От Гоголя до наших дней
Всем финалистам предстояло одолеть три тура заключительной части конкурса. Среди прочего они должны были справиться с тестом, который состоял из 10 вопросов и трех задач.
- Это задание требует от вас эрудиции, умения логично мыслить, - обратилась к финалистам Ирина Ивановна Егорова. - Сверхзнаний здесь не требуется, достаточно школьной программы и жизненного опыта.
Но назвать тест простым было бы неправильно. Об уровне сложности позволяет судить хотя бы такой вопрос: "1 апреля мы отметили 200-летие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Кто из мировых знаменитостей был ровесником писателя - чье 200-летие мир также отмечает в 2009 году?" Варианты ответов: Леонардо да Винчи, Александр Дюма-отец, Альфред Нобель, Чарльз Дарвин, Петр Ильич Чайковский… Рука уже тянется к энциклопедии или справочной службе в интернете, но стоп - у финалистов подобных подсказок нет. Вопрос для современных школьников и вправду непростой. Как показывают исследования, даже крупные события российской и мировой истории нынешние выпускники с трудом сводят в единое целое. А кто чей современник - и вовсе не знают. Впрочем, подобные проблемы существовали и во времена Гоголя и Пушкина, помните в "Евгении Онегине": "Он рыться не имел охоты в хронологической пыли…". Однако финалисты конкурса "Поступи в Финэк с "Известиями" успешно прошли "испытание великими". Большинст- во претендентов ответило правильно.
Ученики начинают и выигрывают
Еще одним заданием итогового тура стала ролевая игра "Диалог ученика с директором". Каждый участник должен был за 10 минут подготовить 5 предложений на тему: "Какой я вижу школу будущего". Затем доказательно изложить их в беседе с партнером: все участники делились на пары. Одному доставалась роль директора, другому - ученика. По условиям игры беседу начинал "ученик".
- На этом этапе мы оценивали умение ребят работать в команде, их риторические навыки, способность вести диалог, выдвигать аргументы и контраргументы, - пояснила председатель жюри Ирина Ивановна Егорова. - Оказалось, не все умеют вести конструктивную беседу, некоторые вообще не слышали партнера. Конечно, это мы учитывали как недостаток, но ведь ребята для того и поступают в Финэк, чтобы многому научиться.
Для многих финалистов этот "разговорный" этап стал настоящим триумфом. Выпускница из Ленобласти Наташа Гролль буквально очаровала жюри своим умением вести диалог, не только слушать, но и дискутировать с партнером. Петербуржец Тимофей Яковлев и Ксения Бурнышева, приехавшая на конкурс из города Северска Томской области, запомнились уверенной аргументацией.
В "Диалоге ученика с директором" прозвучало немало интересных, а главное - перспективных идей. Оказалось, ребят совсем не смущает школьная форма, по их мнению, она снимает проблемы социального неравенства и неплохо дисциплинирует. Многие настаивали на ежедневных занятиях физкультурой - здоровье учащихся превыше всего. Кроме того, в школьный курс предлагалось ввести дополнительные предметы: логику, экономику, политологию и историю религии. Впрочем, последний пункт вызвал оживленные споры. Столь же страстно финалисты дискутировали по поводу виртуальных дневников, в любой момент доступных для родителей. Зато идею повсеместной компьютеризации учебного процесса поддержали абсолютно все. Правда, с оговоркой, что такие предметы, как история и литература, должны преподаваться вживую. А вот школьную библиотеку неплохо было бы перевести в виртуальный формат. Не менее популярной была идея повысить зарплату школьным педагогам.
Не только учебный процесс интересовал финалистов. Несколько человек высказались за создание в каждом учебном заведении совещательного органа - "школьного сената" или "парламента", где учителя, ученики и их родители могли бы обсуждать всевозможные проблемы, от объективности оценок до планов на летний отдых. Многие ученики хотели бы проводить каникулы в специальных лагерях с образовательным уклоном. Немало было сказано о профильном обучении. Однако в вопросе, стоит ли вводить свободное посещение физики для гуманитариев и литературы для поклонников точных наук, участники диалога так и не пришли к единому мнению.
Звучали и такие предложения, как, например, ввести обязательные для всех занятия политинформацией или восстановить по всей стране тимуровское движение. Никто из финалистов не высказался против введения ЕГЭ, о котором так много спорят учителя и родители. Оказалось, что тестовая форма выпускных экзаменов самих школьников ничуть не пугает.
Минута с президентом
В третьем, заключительном туре деловой игры все финалисты смогли попробовать себя в новой неожиданной роли - министра образования. Каждый участник должен был подготовить краткое, на 1 минуту, обращение к президенту с программой развития образования. Роль министра участникам конкурса давалась с трудом. Хотя сами тезисы, взятые из эссе, были интересные. Вот несколько отрывков из конкурсных работ участников.
Екатерина Борисова (Чебоксары):
"Мы живем уже в другом информационном измерении, когда человеку каждодневно нужно пополнять свои знания, не надеясь на тот багаж, который он когда-то освоил. Прежний принцип "образование на всю жизнь" заменил другой - "образование длиною в жизнь".
Николай Космачев (Санкт-Петербург):
"В технократическом обществе, где человек часто превращается в "винтик" единой машины по производству благ, очень важно обеспечить социальное и духовное развитие, которое обеспечивает сглаживание противоречий, возникающих между работодателями и работниками, между самими работниками в конкурентной борьбе за лучшие условия приложения своих знаний".
Карина Михайлова (Санкт-Петербург):
"Возможно, в недалеком будущем прекратят свое существование высшие учебные заведения, общеобразовательные школы, ранцы и учебники. Их заменит виртуальное обучение. Но писать научиться все же придется".
С прицелом на успешную учебу
При подведении итогов список победителей был утвержден единогласно. Учитывались все этапы конкурса, и главным критерием было общее количество баллов, набранных участниками. В результате права внеконкурсного поступления в Финэк удостоились не 10, как предполагалось вначале, а 15 выпускников! -
Все ребята сильные, интересные, и результаты у них примерно одинаковые, поэтому мы решили принять больше, чем планировали. Они заслужили эту победу, - сказала председатель жюри Ирина Ивановна Егорова. - Очень важно, что финалисты конкурса мотивированы на учебу, на поступление к нам. В июне они принесут нам свои ЕГЭ, и все: они - наши студенты. В их успешной учебе я уверена. Доказательство тому - опыт прошлого года: мы отслеживаем студентов, которые поступили к нам по конкурсу с "Известиями", никто не подвел, все оправдали наши ожидания. Надеюсь, что совместный проект Финэка и газеты "Известия" станет традиционным. И будущей весной мы снова будем выбирать достойных претендентов.
Список победителей конкурса:
Башкирцев Николай (Санкт-Петербург) Борисова Екатерина (Чебоксары) Бурнышева Ксения (Северск, Томская обл.) Гролль Наталья (Волхов, Ленобласть) Гульева Инга (Санкт-Петербург) Корытко Полина (Санкт-Петербург) Космачев Николай (Санкт-Петербург) Мазур Артем (пос. Дедовичи, Псковская обл.) Михайлова Карина (Санкт-Петербург) Моисейкина Татьяна (Санкт-Петербург) Новик Татьяна (пос. Ермилово-городок, Ленобласть) Постыляков Сергей (Санкт-Петербург) Романенко Кирилл (Санкт-Петербург) Сергеева Татьяна (Томск) Яковлев Тимофей (Санкт-Петербург)