Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Цвет победы - белый

"Мы действительно не знаем, кого сегодня назовут победителями!" - уверяли французские телеведущие на красной дорожке перед самым началом заключительной церемонии. Канн-2009, собравший рекордное количество звездных имен и лауреатов "Золотых ветвей" минувших лет, сумел сохранить интригу до конца. Полный список победителей стал известен лишь в воскресенье поздно вечером. И абсолютно предсказуемым его не назовешь
0
Шарлота Гинзбур, сыгравшая в "Антихристе" Ларса фон Триера, получила свою награду вопреки скандалу, разразившемуся вокруг самого фильма (фото: Matt Sayles/AP)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

"Мы действительно не знаем, кого сегодня назовут победителями!" - уверяли французские телеведущие на красной дорожке перед самым началом заключительной церемонии. Канн-2009, собравший рекордное количество звездных имен и лауреатов "Золотых ветвей" минувших лет, сумел сохранить интригу до конца. Полный список победителей стал известен лишь в воскресенье поздно вечером. И абсолютно предсказуемым его не назовешь.

Ханеке рассказал о генезисе фашизма

И "Пророк" Жака Одиара, получивший Гран-при, вторую по значению награду фестиваля, и "Белая лента" Михаэля Ханеке, завоевавшая главный приз - "Золотую пальмовую ветвь", - ходили в фаворитах с момента показа.

О тюремной драме "Пророк" мы уже писали. "Белая лента" появилась в конкурсе ближе к финалу - позже "Бесславных ублюдков" Квентина Тарантино. Ее автор, австрийский киноклассик Михаэль Ханеке, известен как режиссер, не боящийся открыто говорить о жестокости.

В его новом фильме насилие почти всегда за кадром. На экране же - будни протестантской деревни на севере Германии в канун Первой мировой войны. Рассказ ведется старым, скрипучим голосом от лица деревенского учителя через много лет после событий, показанных в фильме. События же связаны с чередой странных злодейств - поначалу они кажутся мистикой, но постепенно понимаешь, что дело вовсе не во вмешательстве сверхъестественных сил. Зло разлито по всему окружающему пространству. А родители, воспитывающие детей в пуританской строгости и повязывающие отпрыскам белые ленты как знак непорочности, растят монстров. Фильм Ханеке лишен красок - он тягучий и медленный, как и жизнь персонажей. Но стоит сопоставить годы - 1913-й и 1939-й, становится ясно: во время Второй мировой героям фильма будет за тридцать, и именно они станут опорой Третьего рейха. По сути Ханеке снял фильм о генезисе фашизма.

Изабель Юппер оценила смелость Шарлотты Гинзбур

Главный женский актерский приз достался Шарлотте Гинзбур - за роль в "Антихристе" датчанина Ларса фон Триера. Этот фильм вызвал самый большой скандал на фестивале. Экуменическое жюри присудило ему свой антиприз, выразив тем самым отношение к этической позиции фон Триера. А вот председатель жюри Изабель Юппер, восемь лет назад сыгравшая главную роль в высшей степени провокативной "Пианистке" Михаэля Ханеке, совершила сейчас поступок, который от нее многие ждали. Награда Шарлотте Гинзбур - высшая оценка актерской бескомпромиссности, смелости, готовности идти до конца.

В фильме фон Триера Гинзбур - олицетворение женской природы, и кажется, ей, европейской интеллектуалке, дочери прославленных родителей, доставляет настоящее удовольствие углубляться в темные дебри подсознания героини. Она талантлива и шокирующе смела. Можно по-разному относиться к "Антихристу", но приз Шарлотты Гинзбур - заслуженный приз. Хотя он и оставил без каннской награды великолепную Пенелопу Крус с ее "Разорванными объятиями".

Приз за лучшую мужскую роль достался проживающему в Лондоне австрийскому актеру Кристофу Вальцу, сыгравшему главного злодея в фильме "Бесславные ублюдки" Квентина Тарантино. В команде Тарантино Вальц появился последним, и, как утверждает сам режиссер, без него картина не состоялась бы. Для Вальца же роль в "Бесславных ублюдках" стала, наверное, самым драгоценным подарком судьбы. Популярный телевизионный и театральный (а значит, известный лишь внутри страны) актер, он теперь всемирная знаменитость. Ему пятьдесят три, выглядит он лет на десять моложе, и то, с каким шармом и иронией этот лингвистический гений, свободно переходящий с немецкого на английский, французский, итальянский, играет отвратную личность - эсэсовского полковника Ланду, поставило его вне конкуренции в каннском конкурсе.

То, что сам фильм Тарантино остался без награды, мне кажется серьезной несправедливостью. И объяснить ее можно лишь тем, что режиссер действительно, как и поговаривали в кулуарах, привез в Канн еще совсем сырую картину - не исключено даже, что он будет ее домонтировать. О своем намерении снять фильм "Бесславные ублюдки" Тарантино заявил несколько лет назад, но работа над нынешним вариантом сценария завершилась лишь 8 июля 2008 года. Снят же фильм был в рекордные сроки. Ведь Тарантино хотел успеть к Канну: остальные фестивали - не его масштаб. Любопытно, что сцены снимались в той же последовательности, как они были прописаны в сценарии, - крайне редко встречающаяся в кинематографе практика. Пока шла работа над картиной, критика писала, что это ремейк итальянского фильма режиссера Энцо Кастеллари, снятого в 1978 году. Что оказалось совершенной неправдой - Тарантино признался: ему просто понравилось название итальянского фильма в переводе на английский: Inglorious Bastards. И он без смущения его позаимствовал.

Правосудие по-филиппински

Приз за режиссуру получила картина филиппинского режиссера Брайана Мендозы Kinatay, что в переводе означает "Мясник". Мендоза умеет держать зрителя в напряжении, даже когда в фильме не происходит ничего.

Двадцатилетний парень, ученик школы полицейских, соглашается отправиться вместе со старшими коллегами на "левое" задание, суть которого ни ему, ни нам долгое время не открывается. Оказывается, полицейские хотят наказать стриптизершу-драгдилершу, задолжавшую боссу. Герой явно сочувствует женщине, и его внутреннее напряжение передается публике как электричество. Пока его подельники избивают и насилуют героиню в каком-то заброшенном доме, так и ждешь, что парень выхватит пистолет и пристрелит зарвавшихся стражей порядка. Однако стриптизершу по прозвищу Мадонна, которую сыграла экс-мисс Филиппины Мария Изабель Лопез, убивают, потом расчленяют, куски тела раскидывают по дороге, а после "операции" вся полицейская бригада заходит в придорожную забегаловку перекусить. Героя тошнит, есть он не может и отправляется домой - к молодой жене и младенцу. Вот, собственно, и вся история. Многих смутило количество насилия и крови. А вот жюри под председательством Изабель Юппер сумело разглядеть за этими ужасами тонкое чувство природы кино, законов и ритма движущегося изображения.

Русское присутствие

После объявления наград на заключительной церемонии показали фильм Яна Кунена "Коко Шанель и Игорь Стравинский": о романе великой французской преобразовательницы моды и великого русского музыканта. В роли жены Стравинского снялась наша Елена Морозова, в роли Дягилева - Григорий Мануков, выпускник Школы-студии МХАТ, много лет назад эмигрировавший во Францию, но наверняка памятный театралам своей ролью в "Чинзано" театра-студии "Человек". А вот Стравинского российским актерам не доверили. Его сыграл норвежец Мадс Миккелсен. В роли Шанель - француженка Анна Мугла.

Две российские картины, представленные в программе "Особый взгляд", - "Царь" Павла Лунгина и "Сказка про темноту" Николая Хомерики - остались без наград. Призы в этой фестивальной категории на сей раз ушли в Грецию и Румынию. Но Россию награждали в прошлом году - тогда  лауреатом стал "Тюльпан" Сергея Дворцевого. И этот факт сильно уменьшил шансы наших участников в "Особом взгляде"-2009. Но долгие аплодисменты после показа обоих фильмов и серьезный интерес к ним прессы - тоже впечатляющий  результат. Ведь Канн - фестиваль, одно лишь участие в котором может оказаться важнее победы в любом другом форуме...

Основные награды Канна-2009

"Золотая пальмовая ветвь" - "Белая лента", режиссер Михаэль Ханеке.

Гран-при - "Пророк", режиссер Жак Одиар.

Лучшая режиссура - "Мясник", режиссер Брайан Мендоза.

Лучший сценарий - "Весенняя лихорадка", режиссер Лу Йе.

Лучшая актриса - Шарлотта Гинзбур ("Антихрист").

Лучший актер - Кристоф Вальц ("Бесславные ублюдки").

Спецпризы жюри: "Аквариум", режиссер Андреа Арнольд и "Жажда", режиссер Пак Чхан Ук.

Приз "За достижения всей жизни" получил патриарх французского кинематографа Алан Рене. В каннском конкурсе участвовал его фильм "Дикая трава".

Когда эти фильмы увидят в России

Почти все ленты, получившие главные награды в Канне, уже приобретены для российского проката. "Бесславные ублюдки" выходят на наши экраны 20 августа - на день раньше, чем во всем мире. Решение о дубляже фильма еще не принято, в любом случае будет выпущено несколько копий с субтитрами. Визит Квентина Тарантино в Москву запланирован на июль, но пока не подтвержден.

Выход в российский прокат "Антихриста" Ларса фон Триера ориентировочно назначен на июль. До этого картина, так же как и "Пророк" Жака Одиара и "Белая лента" Михаэля Ханеке, будет показана во внеконкурсных программах Московского кинофестиваля, который стартует 19 июня.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...