Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Ералаш" с летальным исходом

За новый и совершенно неожиданный жанр - полнометражное драматическое кино для взрослых взялся известный всем по "Ералашу" режиссер Борис Грачевский. В основу сюжета легла реальная история о трех девочках-подростках, покончивших с собой из-за непонимания со стороны родителей и неразделенной любви. Корреспонденту "Известий" Сергею Андрееву удалось встретиться с Борисом Петровичем, который рассказал о том, почему он, выступавший еще и как соавтор сценария, сделал финал мягким. Плачущие дети останавливаются на краю крыши девятиэтажного дома и все-таки удерживаются от рокового шага
0
Для своего фильма режиссер искал новые лица. Фото: Светлана Володина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
За новый и совершенно неожиданный жанр - полнометражное драматическое кино для взрослых взялся известный всем по "Ералашу" режиссер Борис Грачевский. В основу сюжета легла реальная история о трех девочках-подростках, покончивших с собой из-за непонимания со стороны родителей и неразделенной любви. Корреспонденту "Известий" Сергею Андрееву удалось встретиться с Борисом Петровичем, который рассказал о том, почему он, выступавший еще и как соавтор сценария, сделал финал мягким. Плачущие дети останавливаются на краю крыши девятиэтажного дома и все-таки удерживаются от рокового шага.

"О детях для взрослых"

вопрос: Для кого вы снимали этот фильм?

ответ: Не для детей - это точно. Это картина для взрослых о детях. В центре событий оказывается история трех девочек-подростков. Их родители заняты решением своих проблем и почти не замечают того, что происходит с детьми. Фильм о том, как взрослые бывают невнимательны к тем, кому дали жизнь. Мама одной героини - карьеристка, рвущаяся к власти любой ценой. Другая готова оставить семью ради романа с родным братом собственного мужа. Третья с утра до ночи зарабатывает деньги и почти не видит свою дочку. Такие истории в жизни случаются сплошь и рядом, а дети в них становятся разменной монетой. Из-за непонимания взрослых девочки и оказываются на краю крыши.

в: Почему же вы взялись за полнометражное кино лишь сейчас?

о: Этот фильм для меня - серьезная веха. Недавно вот 60 лет исполнилось. Первый закрытый показ "Крыши" состоялся как раз на моем юбилее. Путь в полнометражное кино оказался очень непростым. Я долго собирался снимать фильм и серьезно думал, имею ли на это право. Ведь есть столько талантливых людей! Сниму я хуже или лучше? Вот только к пенсионному возрасту и решился рискнуть. Совпадения, кстати, оказались интересными. Съемки начались ровно на 40-й год моей карьеры в кино. 16 ноября 1968 года я пришел на киностудию имени Горького. Взяли меня туда грузчиком - других вакансий попросту не было. И вот, через четыре десятилетия, 16 ноября 2006 года я вышел на съемочную площадку и впервые сказал: "Мотор!".

в: Но прежде вы снимали веселые и радужные сюжеты. Почему для полнометражного фильма выбрали не самый радостный сценарий?

о: Хотелось снять серьезное грустное кино без детей вообще. Все знают меня как веселого, смешного человека, а на самом деле я разный, многослойный и внутри грустный, лиричный. Могу заплакать от классической музыки и трогательного фильма. Первоначальный замысел был совершенно иным. Мы работали над историей пятидесятилетнего человека с его последней любовью, самой яркой, живой и, само собой, неразделенной. Сценарий писали в соавторстве с очень хорошим человеком, который внезапно ушел из жизни. Все попросту рухнуло, и тут ко мне попала дипломная работа Ирины Бурденковой. Собственную историю она построила на реальных событиях: три девочки переругались из-за мальчика и вместе прыгнули с крыши. Немного подумав, я переработал сценарий. Детям такое суицидальное кино показывать не нужно, а взрослые его попросту смотреть не будут. Мы сделали развязку иной. Девочки остались в живых. Так и получилось кино о том, как важно быть внимательным к детям.

"Ростки пробьют любой асфальт"

в: Фильм оказался реалистичным?

о: Даже слишком. Вы же сами видели, что люди самых разных возрастов плакали в зале. Диск с фильмом я, кстати, давал друзьям задолго до премьеры. Один из первых зрителей прямо так и сказал: "После просмотра твоей картины хочется сразу позвонить и узнать, где твой ребенок". Другая знакомая абсолютно искренне спросила: "Ты зачем про нас всю правду рассказал?". Нашлись и те, кто извинялся перед собственными детьми. Особенно интересно было наблюдать за тем, как "Крышу" смотрит молодежь. Восемнадцатилетние сразу вспоминают обиды на родителей, а потом говорят: "Вот выйду замуж (женюсь), буду смотреть за ребенком и любить его". Думаю цель - достучаться до сердец - достигнута. Да, в фильме никто не поет и не путешествует на космических кораблях, но все мы существуем в этой, реальной жизни и влюбляемся не в космических героев, а в обычных людей. И очень важно сохранить эту любовь так, чтобы в ней росли дети. Только в добре и тепле человек может развиваться нормально. Если он увидит, что родители любят его по-настоящему, что за него переживают, что он важная часть семьи, он будет хорошим. Об этом и кино.

в: Достучаться до сердец можно разными способами. Вот у Валерии Гай Германики тоже получается очень реалистичное кино…

о: Ее фильм "Все умрут, а я останусь" я пересматривал несколько раз перед началом съемок. Мой подход оказался принципиально иным. Если следовать ее логике, то после просмотра все должны повеситься или коллективно прыгнуть с крыши. Финал там черный и безысходный, но жизнь-то не черно-белая! Она цветная! Я не могу сказать, что снял веселенькое кинцо. Картина начинается детскими анекдотами и яркими улыбками. Уже при втором появлении девочек в кадре действие становится серьезным, а к середине фильма зрителю вовсе не до смеха. Разница в финале. Там он черный и безысходный, а я вижу свет в конце тоннеля. Поэтому девочки и не прыгают с крыши. Эти молодые ростки все равно пробьют любой асфальт, я верю в то, что они будут жить и у них все будет нормально. Путь же в подвалы, где 15-летние девочки отдаются на грязном полу, а школьники забивают сверстников ногами, - дорога вникуда. Иначе бы у нас тюрем на всех не хватило.

"Я научил детей курить"

в: А подростков на главные роли сложно подобрать было?

о: Невероятно! Во время кастингов для фильма мне пришлось пересмотреть около пяти тысяч кандидатов. Принципиально не хотелось брать девчонок из "Ералаша". Я искал абсолютно новые лица. Просмотрев все, думал, что сойду с ума. Детей у меня не было за полторы недели до начала съемок. И тем не менее подобранный ансамбль оказался идеальным. Героини получились абсолютно разные. Их невозможно перепутать. Работать с этими девочками было хорошо. По пути они обучались всему. Одну пришлось научить курить, другую - строить глазки и вертеть бедрами, как взрослые тетки...

в: А родители юных актрис не возражали?

о: Нет. Они же читали сценарий до начала съемок. С ними все было согласовано - и сигареты, и все остальное, даже сцена, где девочки рассматривают "Камасутру" с откровенными цветными картинками, а затем ложатся на пол, чтобы почувствовать, каково это - лежать с раздвинутыми ногами. Актрисы оказались абсолютно чистыми и неиспорченными. Очень рад, что мне удалось их найти. Всем троим я, кстати, обещал съемку в "Ералаше". Обещание выполнил - две уже сыграли, третья будет сниматься в ближайшее время.

в: Над фильмом работала почти вся творческая группа "Ералаша" - на журнале съемки как-то отразились?

о: На два месяца мы его закрыли совсем. Сейчас съемки возобновятся, и скоро появятся новые выпуски. То, что работала одна команда, оказалось большим плюсом. Это была одна душа и одно сердце. Все плакали по-настоящему вместе с актерами. Работали мы, кстати, на собственной базе. На окраине Москвы, в Свиблово, у нас есть школа, где постоянно снимается "Ералаш". Все время там работаем, чтобы не нервировать ни учеников, ни педагогов в других местах. Из Москвы съемочная группа выезжала всего на три дня - в Сергиев Посад. Там снимались все уличные эпизоды и финальная сцена на крыше.

в: Когда "Крыша" может оказаться в кинотеатрах?

о: Очень интересный вопрос. Не знаю. Тут вообще ситуация парадоксальная складывается. Сейчас мы повезем фильм на кинорынок в Сочи, показывали прокатчикам и раньше. Всем нравится, но брать и показывать никто не хочет. Говорят, что зрители не пойдут. Они, мол, такое по телевизору "за бесплатно" смотреть привыкли. Давно пора поговорить о серьезной проблеме современной России. Все то, чем славился замечательный советский кинематограф - человеческое кино о человеческих страданиях в прокат никто не берет. Слишком сильной оказалась экспансия Голливуда. Для того чтобы их фильмы окупались, ничего другого на рынке оставаться просто не должно. И тем не менее мы не теряем надежды. Я хочу, чтобы этот фильм увидело как можно больше людей, и не собираюсь на нем зарабатывать. Я даже от режиссерского гонорара отказался. Вовсе не потому, что такой богатый, - в противном случае кино просто не получилось бы.

в: Детского и юношеского кино в современной России не снимается. Не хотели бы продолжить дело мастеров советской эпохи?

о: Продолжаю как могу. Сложно представить что-то более детское, чем "Ералаш". А как режиссеру детское кино мне делать просто не интересно. Это то же самое, что в выходной или праздник сидеть на работе.
 
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...