Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Особый путь развития аэродинамики в России

Аэродинамика и законотворчество... Странное сочетание слов, подумает читатель, имеющий даже косвенное отношение либо к законотворчеству, либо к аэродинамике. И будет неправ. Потому что и первое, и второе - наука! Очень мудреная! Уровень мудрености... как бы объяснить... для людей, закончивших технические вузы, - еще хуже чем сопромат. Ну а для гуманитариев - Джеймс Джойс, помноженный на Марселя Пруста
0
Андрей Туманов, главный редактор газеты "Ваши 6 соток"
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Аэродинамика и законотворчество... Странное сочетание слов, подумает читатель, имеющий даже косвенное отношение либо к законотворчеству, либо к аэродинамике. И будет неправ. Потому что и первое, и второе - наука! Очень мудреная! Уровень мудрености... как бы объяснить... для людей, закончивших технические вузы, - еще хуже чем сопромат. Ну а для гуманитариев - Джеймс Джойс, помноженный на Марселя Пруста.

Теперь немного истории. Когда-то, в годы романтической юности, учился я в летном училище. Каждый, проходивший курс в летном училище, знает: есть жуткий и никем не понимаемый предмет - аэродинамика. Формулы там всякие, стрелочки, ну что-то вроде правила буравчика, только в миллион раз запутанней. И все поколения курсантов вне зависимости от успеваемости и уровня политической подготовки предмет данный, мягко говоря, недолюбливали. Любой летчик подтвердит: когда в воздухе отказывает двигатель, почему-то вспоминаются первым делом не формулы, а совершенно другие слова... Но при этом аэродинамику летчики уважают и ни в жизнь не сядут в самолет, спроектированный аэронедоучкой. Между прочим, говорят, если на логарифмической линейке посчитать, вопрос о том, полетит или нет, уже не стоит. Более того, если точно посчитали, ясно даже, как полетит, а иногда - и куда!

Преподавателем аэродинамики в нашем училище был веселый дедок, которого мы звали Пыжиком. Нам, молодым разгильдяям, крови он попортил по полной программе. Но Пыжика все равно любили, потому как зачеты ставил он даже самым отпетым гуманитариям. Еще до войны в каком-то заштатном аэроклубе он самоучкой освоил эту нелегкую науку по старым книжкам и обрывкам конспектов. Всей душой полюбил формулы и стрелочки и как-то незаметно, не имея даже полного среднего образования, стал преподавателем. Проработал им всю сознательную жизнь, подготовил десятки поколений летчиков.

Вот только в конце жизни доброго нашего Пыжика постигла жуткая драма. Решил он после выхода на пенсию написать учебник. Чтоб, с одной стороны, и с формулами, а с другой - чтобы даже наш зам. по строевой понимал. И написал! Летчики и курсанты, державшие его в руках, в один голос говорили: вещь просто гениальная, местами даже читать интересно! Но Пыжику положительных рецензий от летного состава показалось мало, и отправил он свой труд в какой-то проектный летный НИИ. Туда, где аэродинамику используют при создании самолетов и, как и при укладке спасательного парашюта, не принимают вариантов. Ответ был предельно жесток. Оказывается, та аэродинамика, которую преподавал на протяжении нескольких десятков лет Пыжик тысячам будущих летчиков, никакого отношения к настоящей, научной, аэродинамике не имеет! Проще говоря - полная самодеятельность и лабуда! Для Пыжика это было крушение всех жизненных идеалов. И напрасно его успокаивали бывшие ученики, которые стали классными гражданскими и военными летчиками, что ни один пилотяра от незнания той, настоящей, аэродинамики еще не завалил ни одной крылатой машины...

А теперь давайте к законотворчеству. Я уверен, нам, обычным людям, глубоко по барабану, по каким там научным или ненаучным законам законы для нас принимаются. Нам, как летчикам, важны не формулы, а - летает или не летает, вернее, работает или не работает. Вот, возьмем, к примеру, так называемый закон о дачной амнистии. Сварганенный изначально в Минэкономразвития неглупыми в своем деле людьми, которые скорее всего про дачи и фазенды знают из бразильских сериалов. А село в последний раз видели еще на студенческой картошке. Получилось даже не плохо, а просто никак!

Но пусть это было бы не так, и закон был бы сделан идеально, что он сам по себе? Бумажка! Деталь в самолете! Вот если на взлетную полосу вывалить груду новеньких авиадеталей, она, эта груда, ведь не полетит! Из них надо собрать самолет, заправить керосином и маслом, посадить летчика... прочертить маршрут. В общем, сами понимаете, даже всестороннего знания аэродинамики для достижения результата маловато будет. Когда депутаты дружно тянули руки за нашу многострадальную "дачную амнистию", даже самые романтичные из них перешептывались: мол, да, закон, конечно, несовершенен и не заработает так вот сразу... будем дорабатывать его в процессе...

Интересно, что бы сказал тот же депутат или сотрудник МЭРТа, если бы им на взлетную полосу "Шереметьево-2" подогнали какую-нибудь непотребную таратайку с кривыми фанерными крыльями и хвостом задом наперед. И объяснили - мол, дорогие наши, этот самолет спроектировали в Министерстве финансов, и за проект единогласно проголосовали члены как верхней, так и нижней палаты. Он, конечно, пока... не совсем совершенен, но ничего... будем дорабатывать в процессе полета.

Вам смешно? А почему никому не смешно, когда так же принимаются законы, по которым должна жить огромная страна?! Написанные и проголосованные людьми, которые не знают ни законотворческой аэродинамики, ни - чаще всего - самого предмета их умоприложения? Смею предположить, что конструирование законов - процесс не менее сложный, чем создание летательных аппаратов. Теперь вспомните, сколько законов, принятых за последние годы, поднялись в воздух - и полетели? Без скрипа и скандала?

Авиаконструктор-недоучка рискует максимум несколькими сотнями жизней. А недотепа-законодатель? Сосчитать даже логарифмическая линейка не поможет!

Почему-то мне кажется, что я не самый умный в нашей стране, и подобные сомнения-мыслишки уже закрадывались в голову не только премьер-министра, но и президента. Ведь какие милые отчеты от всех причастных ведомств насчет семимильных шагов "дачной амнистии" ложились им на стол: на гербовой бумаге, в папочках тисненых, хоть стой, хоть аплодируй! Вот только к народу наши руководители выйдут - и то не так, и это не эдак. А если народ заранее не подготовлен специальными службами, так и вообще можно на долгие и продолжительные ненормативные отзывы нарваться!

А тут не далее как в минувшую субботу Медведев обещал амнистию нашу дачную продлить. Просвещенные садоводы удивились: ведь она, собственно, срока давности и не имела! Что же пообещал нам продлить президент? Даже страшно подумать...

Теперь отвечу на вопрос "что делать?". Во-первых, изучить и понять, почему самолеты проектируют и строят не депутаты, а спецы, кстати, не только в аэродинамике, но в сопромате и многих прочих науках. Во-вторых, принять за аксиому, что на бумажных проектах не летают, по ним строят то, что летает. И, в-третьих, не прислушиваться при наведении порядка в законотворческой области ни к моему мнению, ни даже к мнению Дмитрия Анатольевича. А уж тем более взашей гнать из конструкторских бюро всевозможных реформаторов-любителей со своими особыми путями развития аэродинамики в России. Какими бы добрыми к народу и лояльными к властям они ни были. А их места пусть займут ученые, точно знающие, что научные законы и в Африке, и в Барвихе одинаковы!

Глядишь, тогда и полетит наконец что-нибудь...

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...