Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава МИД Венгрии назвал ошибкой ЕС считать сотрудничество с Китаем угрозой
Общество
В Росфинмониторинге сообщили о связи теракта в «Крокусе» с международной сетью
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
В ЛНР указали на участившиеся случаи применения ВСУ химснарядов в Донбассе
Мир
Миллион аргентинцев вышли на протесты из-за реформы образования Милея
Экономика
Минпромторг сообщил о продаже российского бизнеса Hugo Boss компании «Стокманн»
Авто
«Автодор» повысил тарифы на проезд по платным дорогам
Экономика
Минфин объявил о запуске ипотеки под 2% в новых регионах РФ
Мир
Экс-сотрудник разведки допустил, что выделенная США помощь может не дойти до Киева
Политика
Политолог указал на попытки руководства Молдавии «задушить» демократию в стране
Мир
Прокуратура Молдавии передала в суд уголовное дело в отношении Гуцул
Недвижимость
Цена квадратного метра в новостройках премиум-класса в Москве выросла на 28%
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Кино на линии фронта

Несмотря на уверения прокатчиков, что война - коммерчески невыгодная тема, лучшие режиссеры продолжают снимать фильмы о войнах - мировых и локальных, о конфликтах, потрясших все человечество, и о тех, что запомнятся лишь гражданам отдельных стран. Для нашего кинематографа главная война - конечно же Великая Отечественная. В канун Дня Победы мы расскажем о наиболее значимых военных проектах, которые уже реализуются или должны осуществиться в ближайшее время в российском кино
0
Сниматься в фильме Алексея Учителя "Густав" Владимир Машков согласился сразу
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Несмотря на уверения прокатчиков, что война - коммерчески невыгодная тема, лучшие режиссеры продолжают снимать фильмы о войнах - мировых и локальных, о конфликтах, потрясших все человечество, и о тех, что запомнятся лишь гражданам отдельных стран. Для нашего кинематографа главная война - конечно же Великая Отечественная. В канун Дня Победы мы расскажем о наиболее значимых военных проектах, которые уже реализуются или должны осуществиться в ближайшее время в российском кино.

Новая жизнь "Утомленных солнцем"

Самый масштабный из проектов, близких к завершению, - это "Утомленные солнцем-2" Никиты Михалкова. По длительности работы "Утомленные" занимают, пожалуй, второе место - после "Трудно быть богом" Алексея Германа. Еще в августе 2003 года на фестивале в Выборге мне довелось присутствовать при удивительном мероприятии: собрав огромную аудиторию, причем отнюдь не только фестивальную, Михалков читал вслух отрывки из сценария, который он писал тогда вместе с Глебом Панфиловым. После "выборгских чтений" начался новый виток эпопеи: Михалков привлек к работе над сценарием Владимира Моисеенко и Александра Новотоцкого (в сентябре 2003-го фильм Андрея Звягинцева "Возвращение" по их сценарию стал сенсацией Венецианского фестиваля и получил двух "Золотых львов"). И вот уже все вместе они стали прописывать историю о том, как в хаосе военных событий проступает не случай, но Промысел.

"Известия" были единственной газетой, подробно освещавшей съемочный процесс "Утомленных солнцем-2". Потому напомним лишь, что герои и исполнители в фильме те же: повзрослевшая Надя Михалкова, оживший Митя - Олег Меньшиков и оказавшийся сначала в лагере, а затем в штрафбате Котов - сам Никита Сергеевич. Правда, в роли Маруси Ингеборгу Дапкунайте заменила Виктория Толстоганова. Во второстепенных ролях заняты многие звезды российского кино. Андрей Мерзликин вспоминает, как они с Дмитрием Дюжевым участвовали в сцене танкового наступления немцев. Танки - вражеские, кругом - туман, и вот - при полном отсутствии видимости -  раздался скрежет машин, стали рваться снаряды, а режиссерской команды, как вести себя, не последовало. Актеры растерялись. И только потом поняли, что именно этого Михалков и добивался - когда на лицах людей возникает неподдельный ужас и   молчаливый вопрос: "Да что же это такое?!"...

"Утомленным солнцем-2" осталось несколько съемочных дней плюс долгий и сложный период постпродакшна, который, впрочем, уже идет. За несколько лет отснято огромное количество материала. Предполагается, что фильм выйдет сначала как киноверсия - в двух частях, общей сложностью пять часов, а затем в телевизионном формате - на 15 серий. До кризиса называлась четкая дата премьеры первого фильма - "Предстояние" - 9 мая 2010 года, и пока никто ее не отменял. Вторая часть - "Цитадель" - должна появиться осенью 2010-го.

"Сталинград" Федора Бондарчука

Еще один масштабный проект - о самом, пожалуй, драматичном событии Великой Отечественной - Сталинградской битве - задумали режиссер Федор Бондарчук и продюсер Александр Роднянский.  (Подробно об этом проекте - в интервью Александра Роднянского, которое будет опубликовано в ближайших номерах "Известий".) Определенной вехой для себя Бондарчук и Роднянский называют фильм Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана". В том смысле, что американский взгляд на войну не должен остаться единственно возможным для будущих поколений. Кстати, американцы, как и немцы, уже проявили большой интерес к "Сталинграду", так что скорее всего речь пойдет о копродукции.

Пионеры-экстрасенсы

Другой предполагающий копродукцию военный кинопроект касается мультипликации - точнее даже аниме. Полнометражный анимационный фильм "Первый отряд" снимается в экзотичной пока для нашего кино японской технике манга. Жанр я, прочитав сценарий, определила бы как мистический военный триллер. Перед войной органы госбезопасности отбирают экстрасенсорно одаренных детей и помещают их в специальный интернат. Известно ведь, что на Гитлера работали мистики плюс к тому целое общество Аненербе, изучавшее "наследие предков", - вот этому всему и должны были бы в случае начала войны противостоять советские пионеры-экстрасенсы. Но интернат оказался расположен слишком близко к западным границам - почти все ребята погибли в первые дни Великой Отечественной. Осталась лишь одна девочка. Ей-то и предстоит, объединив два времени и два события - средневековую битву русских воинов против немецких рыцарей и один из боев Великой Отечественной, противостоять всем черным силам, взявшим под защиту Гитлера. Сценарий увлекательнейший, отрывки, которые мне довелось видеть, впечатляют - остается ждать появления фильма на экранах, что должно произойти в течение ближайших месяцев.

"Русская былина" и "Сталинский сокол"

Еще один удивительный сюжет, связанный с войной, пока не реализован, но мне бы хотелось остановиться на нем подробно. "Об этой истории я знаю почти всю свою сознательную жизнь. Мне было четырнадцать лет, когда вечером 20 августа 1968 года в Гурзуфе ее рассказал маршал Советского Союза К.С. Москаленко" - так начиналась статья под названием "Русская былина", опубликованная в мае 2006 года за подписью "Д.И. Фрост" в журнале "Вокруг света".   "Место действия - Передняя Померания. Вторая ударная армия под командованием генерала И.И. Федюнинского - героя ленинградской блокады - стремительно продвигалась по балтийскому побережью, сметая на своем пути остатки фашистского вермахта. С овладением 3 мая островом Рюген боевые действия для войск 2-й ударной армии, по существу, закончились". Далее, со ссылкой на воспоминания генерала Федюнинского и множество других документов, рассказывается история о том, как группа из 32 советских разведчиков разместилась в пансионате для ослепших девочек - жертв британских бомбардировок, за которыми присматривали несколько пожилых эмигранток из России. Разведчики прожили в пансионате пять дней, добывая для обитательниц пансионата еду и оберегая их от возможных опасностей. Однажды опасность материализовалась в лице пьяного майора по фамилии Гаврилец, который, попав в силу какой-то военной надобности в пансионат, стал домогаться одной из воспитанниц. Разведчики его скрутили, а когда он протрезвел, отправили восвояси. Вернувшись в свою часть, Гаврилец сообщил о якобы обнаруженном им "гнезде" власовцев и членов их семей. По пансионату открыли огонь из танков. "Командир разведчиков немедленно организовал оборону. Но первое, что они сделали, определив направление атаки, - вывели своих подопечных из здания пансионата и укрыли их в естественных складках местности на берегу моря. Спустя несколько минут они различили на броне атакующих танков красные звезды и с облегчением вздохнули - слава Богу, наши. Это конечно же недоразумение... Они пытались вступить в переговоры с напавшими танкистами. Но расчет майора был безошибочным - никто с "власовцами" переговариваться не хотел. Танкисты били по ним из орудий и пулеметов прямой наводкой. Ответный огонь был открыт после того, как погиб с зажатым в руке белым полотенцем расстрелянный в упор капитан Калмыков... Старшина роты мог вывести солдат из-под обстрела, отвести их в безопасное место, связаться с командованием и дождаться скорого и правого суда над заигравшимся самолюбивым майором. Нет, ситуация не была безвыходной для разведчиков. Ситуация была безвыходной для слепых девчушек и старух. Они не смогли бы улизнуть от охотившихся на них танкистов. Они были обречены". И советские разведчики продолжили бой - чтобы защитить женщин. В это время мимо Рюгена проплывали немецкие суда - сдаваться в британский плен. Но, услышав звук боя, немцы высадились у берега - ведь они были уверены, что это их соотечественники сражаются с русскими. Хорошо вооруженные вражеские солдаты и офицеры пришли на помощь советским разведчикам, старухам и девочкам.  Танковая атака захлебнулась... Публикация вызвала бурю откликов - в том числе и ставящих под сомнение и саму историю, изложенную в статье, и подлинность документов. Конечная точка в этой дискуссии, похоже, так и не поставлена.

Между тем рядом с подписью Фроста в журнале стояло - "проект сценария". Права на экранизацию купила компания "Централ Партнершип", продакшн передали продюсеру Юсупу Бакшиеву ("Антикиллер", "Параграф 78"). Снять фильм он предложил автору "Бумера" Петру Буслову. Но в конечном итоге Бакшиев и Буслов не сошлись, в качестве сопродюсеров готовы были подключиться Федор Бондарчук и Сергей Члиянц, начались переговоры о правах, и, как это часто случается в кинематографе, когда задействованы очевидно беспроигрышные сюжеты и громкие имена, история застопорилась. 

"Интересный был проект, но не знаю, в каком он состоянии, кому принадлежит, написан ли сценарий", - говорит сейчас Буслов.  Члиянц же не исключает, что "еще вернется к этой истории". Пока же киностудия RWS, коей он теперь является генеральным продюсером, готовит к запуску другой военный проект - "Сталинский сокол" - о подвиге Покрышкина.

"Густав" и "Ушебти"

Приобретшая права на "Русскую былину" киностудия "Централ Партнершип" не прошла мимо и еще одной интересной военной истории - сценария о ленинградской блокаде, написанного Сергеем Радловым (из той самой петербургской художественной династии Радловых). Сценарий носит имя "Ушебти" - по названию магических фигурок, которые часто находили в древнеегипетских захоронениях. В переводе это слово означает "ответчик". "Человеку, вне зависимости от родовой, социальной принадлежности, предложат в Царстве мертвых тяжелый труд, незнакомый, непривычный для него в мирской жизни. Так вот ушебти, ответчик, должен был сказать за погребенного, что берет на себя эту работу", - объясняет в самой первой сцене старичок-антиквар. Фигурка становится свидетелем того "тяжелого, незнакомого, непривычного" труда, тех адских усилий, что выпали на долю блокадников - в том числе и главного героя, интеллигентного мальчика Юры двенадцати лет от роду. Снимать "Ушебти" предложили Алексею Учителю - человеку, родившемуся уже после войны, но в старой питерской семье, пережившей блокаду. "Ушебти" в планах Учителя, его студия "Рок", как и Дмитрий Месхиев, объявлены сопродюсерами проекта, но пока Учитель снимает другую историю, тоже тесно связанную с Великой Отечественной.

Основное действие его нового фильма "Густав" происходит уже после победного салюта 1945-го. Главный герой, танкист Игнат, возвращается с войны в сибирскую деревню и становится машинистом. Сыгравший его Владимир Машков, как известно, очень избирательно относится к предложениям сниматься в кино. И вот вторая подряд после "Ликвидации" работа - и вновь тот же исторический период, который, видимо, очень дорог артисту. Сложный, как в триллере, закрученный сюжет, приводит Игната в глухую тайгу, где стоит забытый всеми паровоз. Оказывается, эта машина, имеющая даже собственное имя - Густав, стала убежищем для дочери арестованного в начале войны немецкого инженера...

Уже много месяцев группа Алексея Учителя живет в лесах под Петербургом, призванных сыграть роль тайги. Съемки длятся долго, поскольку лето на экране должна сменить осень, потом зима... Недавно в группе произошло ЧП: ночью украли компьютер, где было записано все шумовое озвучание фильма. По счастью, кражу раскрыли, компьютер вернули, и ничто не должно помешать успешному завершению съемок. На экраны картина выйдет весной 2010 года. 

Комбат в строю

Если фильм Алексея Учителя рассказывает о первых послевоенных месяцах, то лидер группы "Любэ" Николай Расторгуев задумал снять картину о первой военной осени. Сам он выступает как продюсер и исполнитель главной роли. Режиссер - Владимир Фатьянов. Герой картины "Первая осень войны" - человек сугубо мирной профессии, музыкант симфонического оркестра Большого театра. Он пробирается в прифронтовую зону, чтобы спасти свою семью...

Проект задуман масштабным: один лишь съемочный период, с перерывами, растянется на много месяцев. Тут надо учитывать и объективные трудности - недавно Николай перенес операцию по пересадке почки... Впрочем, первый блок съемок уже завершен - так что, можно считать, дебют Расторгуева как серьезного киноактера состоялся. Предполагается, что съемки продолжатся нынешней осенью, соответственно в прокат фильм выйдет не раньше чем года через полтора.

Миссия выполнима

Если Расторгуев играет попавшего в горнило войны тихого мирного человека, то Владимир Хотиненко избрал для своей новой картины героев, сам род занятий которых отвергает понятие "война". Фильм "Прощеное воскресенье" снимается по мотивам романа Александра Сегеня "Поп". Его герой, отец Александр (Сергей Маковецкий) служит в небольшом приходе на границе Латвии и Псковской области. Когда начинается инициированное митрополитом Сергием Воскресенским движение, известное как Псковская миссия - то есть открытие на оккупированных территориях православных церквей, герой Маковецкого становится настоятелем одной из них. Он стремится и избежать прямого коллаборационизма, и, пользуясь благоволением одного из немецких офицеров, облегчить участь российских пленных.   

"Изучив этот материал и прожив с ним два года, я категорически не считаю этих людей коллаборационистами, - сказал в интервью "Известиям" Владимир Хотиненко. - Церковь была единственной опорой, надеждой для людей в оккупации. Если даже Сталин начал свое обращение к народу со слов "Братья и сестры" и стал возвращать из ссылок священников, то что уж тут говорить! Немцам же поначалу от этих священников вообще ничего было не нужно, их интересовал исключительно покой в тылу. Проблемы начались, когда уже в 1944-м вермахт потребовал, чтобы в православных церквях служили молебны во славу немецкой армии - большинство священников отказалось". После освобождения героями священников никто не признал - участники Псковской миссии отправились в лагеря...

Работа над фильмом уже заканчивается. Хотиненко говорит, что, возможно даже, если успеют напечатать копию, картина будет показана в рамках ММКФ. В прокат она выйдет осенью.

Комментарии
Прямой эфир