Режиссер Павел Лунгин: "Наш фильм о том, есть ли единая мораль у государства"
После представления Русского павильона в Канне Павлу Лунгину надо было срочно уезжать на "Мосфильм", где сейчас заканчивается работа по перезаписи его фильма "Царь". Но он задержался на пару минут, чтобы ответить на вопросы обозревателя "Известий".
вопрос: Еще совсем недавно я слышала о том, что ваш фильм не закончен. То есть сначала картину отобрали на фестиваль, а потом вы стали ее спешно доводить?
ответ: У нас шло все более или менее по плану. Если бы не фестиваль, наверное, закончили бы работу недели на две позднее.
в: Но вы могли бы без всякой спешки успеть к Венеции и, возможно, попасть в основной конкурс.
о: Я считаю, что с практической точки зрения представить фильм в Канне, даже во второй по значимости программе "Особый взгляд", гораздо важнее, чем в основном конкурсе любого другого форума.
в: Ваш фильм об Иване Грозном и его оппоненте - митрополите Филиппе. Это, помимо всего прочего, еще и большая постановочная картина. Кризис как-то повлиял на нее?
о: Только в том смысле, что мы рассчитывали на поддержку министерства, и государство собиралось нас поддержать, но не смогло в силу понятных обстоятельств (не хочется в очередной раз произносить слово "кризис"). Мы решили не дожидаться этих денег и закончить фильм своими силами.
в: Насколько я понимаю, своими силами это означает через Банк Москвы, который, по сути, выступает в роли вашего продюсера. Банк хочет дебютировать и в деле продвижения и выпуска фильма?
о: Сейчас не могу пока об этом говорить. Видимо, они хотели сделать какую-то специальную структуру по выпуску, но в связи с кризисом этот проект отошел на второй план. Фильм должен выйти на экраны осенью, а механизм этого пока отрабатывается.
в: Сценарий писал Алексей Иванов. Он популярнейший прозаик, но не кинодраматург. Не вылилось ли это в проблему?
о: Нет, потому что мы вместе писали (Павел Лунгин по первой профессии - сценарист. - "Известия"). Обсуждали все шаг за шагом...
в: Мы разговаривали с вами перед запуском фильма, тогда вы формулировали идею картины как спор вокруг сущности власти. В процессе съемок реализовалась именно эта идея или вы ушли в какую-то другую сторону?
о: Она и реализовалась. Просто я считаю, что "Иван Грозный и митрополит Филипп" больше похоже на название докторской диссертации. Поэтому в итоге мы дали фильму другое, более емкое название - "Царь". На содержание это никак не повлияло.
в: Митрополит Филипп все-таки в большей степени диссидент, чем даже князь Андрей Курбский. Тот уехал и писал Грозному письма с безопасного расстояния....
о: Позиция Филиппа - это даже не диссидентство. Это попытка церкви отстоять свою мораль и свое право. Спор, по сути, шел о том, есть ли единая мораль у государства или мораль у власти иная, чем у остальных людей. Берет ли власть на себя моральные обязательства, или только обязательства эффективности? Так сказать, один ли Бог для всех? Одна правда или две?
в: То, что митрополит Филипп в этом споре физически потерпел поражение, и стало той точкой в российской истории, которая определила все дальнейшее развитие?
о: Я думаю, таких точек много. Просто Филипп совершил поступок, на который немногие способны. Он пытался остановить кровь ценой собственной жизни. И это сделало его святым.