Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Положите меня в Греческом зале

Увидеть личные вещи классиков позапрошлого века - президента Академии художеств Александра Строганова и основоположника русского ампира Андрея Воронихина смогут теперь посетители Русского музея. Рядом с раскладной кроватью графа и карандашом архитектора выставляются письма, адресованные обитателям Строгановского дворца. Все это обнаружили в строительном мусоре, оставшемся после реставрации особняка
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Увидеть личные вещи классиков позапрошлого века - президента Академии художеств Александра Строганова и основоположника русского ампира Андрея Воронихина смогут теперь посетители Русского музея. Рядом с раскладной кроватью графа и карандашом архитектора выставляются письма, адресованные обитателям Строгановского дворца. Все это обнаружили в строительном мусоре, оставшемся после реставрации особняка.

- Ценность находок невозможно измерить в деньгах, - завфилиалом "Строгановский дворец" Русского музея Сергей Любимцев с гордостью демонстрирует башмак XVIII столетия. - В этой обуви по дворцу порхали прекрасные дамы. А из этих бутылок Строгановы пили квас. Сильно поношенная обувь и пустые бутылки лежали в мусоре той эпохи, попавшем в межэтажные перекрытия.

Только что отреставрированный особняк на углу Невского проспекта и Мойки является достопримечательностью города уже почти три столетия. Самые радужные страницы его истории связаны с династией Строгановых. Когда-то в его стенах размещалась гигантская коллекция европейского искусства. Граф Александр Строганов прекрасно совмещал должности президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки и главы комиссии по строительству Казанского собора. Покровительствовали изящным искусствам и его потомки. После национализации в 1917-м дворец стал "Народным домом-музеем". Через десятилетие все экспонаты были проданы на Запад. Дворец постоянно менял хозяев. Побывать в музейных некогда залах успели и военные, и ботаники, и судостроители. Решение о передаче дворца на Невском Русскому музею было принято лишь в 1988-м.

- Секретные военные организации, занимавшие здание до нас, не оставили ни одной бумаги о состоянии постройки, - вспоминает директор Русского музея Владимир Гусев. - Чертежи и планы всех сетей они попросту забрали с собой.

Масштаб реставрационных работ в Строгановском дворце способен поразить. Восстановлены Греческий зал, зал с деревянным камином и большой кабинет. В советское время он был разбит перегородками на пять отдельных помещений с дополнительным узким коридором. Реставрационные работы самым неожиданным образом пополнили и музейные фонды.

- Дворец ремонтировали и в советские годы, - рассказывает Сергей Любимцев. - Между перекрытиями скапливались десятки килограммов строительного мусора. Вывозить его военным было попросту лень. Старый мусор засыпался новым, так и получилась прекрасная среда для консервации исторических предметов. Самой интересной находкой стал архитекторский карандаш. Ни я, ни наши специалисты не сомневаемся, что он принадлежал лично архитектору Воронихину. Мы нашли его как раз в тех помещениях, где он работал. Карандаш в футляре лежал под паркетом среди бытового мусора той эпохи.

Находки реставраторов в Строгановском дворце выставлены в отдельном зале. Наибольший интерес посетителей вызывает раскладная кровать с узорными спинками. Именно на ней спал граф Александр Сергеевич Строганов.

- Среди современников Александр Сергеевич заслужил славу безумного коллекционера, - рассказывает Сергей Любимцев. Для того чтобы найти новые площади для размещения картин, он пожертвовал спальней. Говорил, что та не нужна. По воспоминаниям близких, спал граф на раскладной железной кровати. В зависимости от настроения хозяина прислуга переносила ее из одного выставочного зала в другой. Благодаря такой мобильности спальня любителя живописи могла быть то греческой, то французской, то итальянской. Но наследники не были склонны к аскетизму, и спальню все же оборудовали, а железную кровать бросили на чердаке. Там она и долежала до наших дней.

Отреставрированные залы Строгановского дворца наполняются экспонатами. По словам Владимира Гусева, вернуть шедевры, висевшие здесь до революции, невозможно - часть из них вообще покинула Россию.

- В этом дворце мы хотим показать саму эпоху, - говорит Владимир Николаевич. - Продемонстрировать работы художников, которых Строганов любил, которым покровительствовал, которые бывали у него в гостях. Удачным оказалось воссоздание большого кабинета и галереи батальных полотен 1812 года. Мы специально не стали вешать таблички под полотнами. Посетители словно попадают в жилой особняк позапрошлого века, а не в современный музей.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...