Наши неблагодарные предки учились у хоббитов

Международная группа палеоантропологов утверждает, что наши предки хомо сапиенс научились изготовлению орудий у хоббитов - первобытных людей вида хомо флоресиенсис. В 2004 году антропологической сенсацией стало обнаружение на острове Флорес в Индонезии останков очень маленьких существ, несомненно относящихся к виду homo ("Известия" от 29.10.04)

В 2004 году антропологической сенсацией стало обнаружение на острове Флорес в Индонезии останков очень маленьких существ, несомненно относящихся к виду homo ("Известия" от 29.10.04). В течение нескольких лет антропологи спорили, являются ли эти малыши ростом около 1 метра иным видом древнего человека или же племя было поражено каким-то генетическим заболеванием. Сейчас уже достаточно твердо установлено: да, это третий вид древнего человека наряду с неандертальцами и нашими непосредственными предками кроманьонцами (хомо сапиенс). Вид получил систематическое имя homo floresiensis, а один из открывателей "малышей" назвал их хоббитами, и этот ненаучный термин прижился.

Несмотря на малый рост и череп размером с грейпфрут, хоббиты были далеко не глупы и уже умели изготавливать орудия труда и охоты - каменные ножи, скребки и рубила. Они появились на островах Индонезии с первой волной переселения перволюдей из Африки. Обнаруженные останки имеют возраст от 95 до 17 тысяч лет, то есть значительный период времени "человек флоресийский" жил одновременно с кроманьонцами. Над отложениями в пещере, где были обнаружены останки хоббитов, находится слой вулканического пепла, а еще выше ученые нашли захоронения хомо сапиенс, рядом с которыми находились каменные орудия количеством около 12 тысяч (!).

Самое поразительное, как считает палеоантрополог Марк Мур из Университета Новой Англии в Австралии, - невероятная схожесть орудий сапиенсов и флоресийцев. Более того, они и изготавливались-то одинаковым образом. Это исследователи выяснили, используя приемы "экспериментальной археологии" (воспроизведение древних технологий). А именно сначала от валуна откалывали заготовку, а потом уже в пещере доводили ее "до ума", стесывая лишние детали рубилом.

Марк Мур и его коллеги выдвинули смелую гипотезу: наших предков научили изготавливать инструменты именно хоббиты. Но уже в почти историческое время, 12 тысяч лет назад, хоббиты вымерли - не исключено, увы, что в этом им поспособствовали наши неблагодарные предки. Это не первый случай в истории человечества, когда побеждает не умнейший, а крупнейший. Размер все же имеет значение.