Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Французская могила "народов СССР"

Барельеф с изображением советского скрипача - последняя находка французских археологов, которые ведут раскопки в городке Байе-ан-Франс. Он обнаружен в гроте на территории местного парка, в котором стоял ныне разрушенный средневековый замок. Скрипача можно увидеть, спустившись в подземную пещеру по стремянке. Барельеф очистили от наслоений, но пока не подняли на поверхность
0
Французские специалисты попали под обаяние советского Большого Стиля (фото: Юрий Коваленко)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Барельеф с изображением советского скрипача - последняя находка французских археологов, которые ведут раскопки в городке Байе-ан-Франс. Он обнаружен в гроте на территории местного парка, в котором стоял ныне разрушенный средневековый замок. Скрипача можно увидеть, спустившись в подземную пещеру по стремянке. Барельеф очистили от наслоений, но пока не подняли на поверхность.

Именно в этом гроте пять лет назад археологи случайно наткнулись на разбитые железобетонные статуи, гербы, серпы, молоты и другую советскую символику. Историки установили: эти реликвии - часть архитектурно-скульптурного комплекса "Народы СССР", который вместе с "Рабочим и колхозницей" Веры Мухиной украшал павильон Советского Союза на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

После выставки часть скульптурного ансамбля Москва преподнесла в дар Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) - коммунистическому профсоюзу. Тот долго не знал, что делать с многотонным даром, и, в конце концов, отправил его в Байе-ан-Франс. Там, в двадцати километрах к северу от Парижа, находился дом отдыха металлургов. После прихода к власти профашистского режима маршала Петена памятники по приказу властей были разбиты. Когда война закончилась, их обломки сбросили в глубокий колодец, где они пролежали шесть десятилетий в некоем подобии братской могилы. "Мы пока провели раскопки до глубины десяти метров, - рассказывает "Известиям" сотрудник Национального института археологических исследований Франсуа Жантили, руководящий работами. - Осталось опуститься еще на пять метров. Нас наверняка ждут неожиданности. Недавно мы наткнулись в гроте на запечатанную бутылку, внутри которой видна записка. Мы откроем ее в лаборатории со всеми предосторожностями, чтобы не повредить послание. Может быть, в письме мы получим ответы на некоторые вопросы".

Найденные трофеи разместили прямо в парке. "В дальнейшем мы постараемся собрать, как пазл, отдельные фрагменты разбитых скульптур", - говорит Франсуа Жантили. Французы уже установили авторство скульптурного ансамбля. Его создал известный скульптор Иосиф Моисеевич Чайков (1888-1979). В 10-е годы прошлого столетия он учился в Париже, жил в общежитии художников "Улей", где тогда обитали Модильяни, Шагал и Сутин. В молодые годы Иосиф Моисеевич принадлежал к когорте авангардистов-конструктивистов, а затем - в силу известных обстоятельств - ему пришлось переквалифицироваться в соцреалисты. Несколько его работ находятся сегодня в Третьяковской галерее. И по случайному стечению обстоятельств его книжная графика вместе с работами Эль Лисицкого, Альтмана и Шагала представлены сейчас в парижском Музее искусства и истории иудаизма на выставке "Авангард и книги на идише".

Некоторые парижские арт-критики пересматривают отношение к нашему искусству 30-х годов, в котором на Западе долгие годы видели не более чем инструмент советской пропаганды. Теперь же считают, что оно имеет помимо исторической несомненную художественную ценность.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...