Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
В ЛНР указали на участившиеся случаи применения ВСУ химснарядов в Донбассе
Интернет и технологии
В Кремле заявили о принимаемых РКН мерах по блокированию VPN-сервисов
Экономика
Минпромторг сообщил о продаже российского бизнеса Hugo Boss компании «Стокманн»
Мир
В ОДКБ заявили о размещении Западом разведывательной инфраструктуры в посольствах
Мир
В Харькове сообщили о лишении города собственной генерации электричества
Мир
Экс-сотрудник разведки допустил, что выделенная США помощь может не дойти до Киева
Общество
Глава Смоленской области заявил о локализации огня на объектах ТЭКа
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Мир
На Украине начали выносить приговоры бойцам за отказ выполнять приказы в Крынках
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Мертвым по живому

"Это - женщина. Так она выглядит изнутри. Вот печень, легкие. Чуть ниже - кишечник, почки, мочевой пузырь", - молодая и красивая Анна Волькович держит в руках "внутренний мир" человека. Цвет органов серо-коричневый - мертвый. Запаха - никакого. Но и без "трупного аромата" напоминает фильм ужасов. Однако пугаться не стоит. "Анатомический театр" - так называется недавно открытая экспозиция в Военно-медицинском музее. А барышня с показательной "расчлененкой" в руках - старший научный сотрудник, куратор необычного проекта
0
Фото: Руслан Шамуков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
"Это - женщина. Так она выглядит изнутри. Вот печень, легкие. Чуть ниже - кишечник, почки, мочевой пузырь", - молодая и красивая Анна Волькович держит в руках "внутренний мир" человека. Цвет органов серо-коричневый - мертвый. Запаха - никакого. Но и без "трупного аромата" напоминает фильм ужасов. Однако пугаться не стоит. "Анатомический театр" - так называется недавно открытая экспозиция в Военно-медицинском музее. А барышня с показательной "расчлененкой" в руках - старший научный сотрудник, куратор необычного проекта.

И все-таки музейный "театр" шокирует. В центре зала - стол с накрытым простыней женским телом. На голове у "покойной" - мешок, вокруг шеи обвилась грубая льняная веревка. Тут же, в изголовье, лежит мертвый младенец, на вид - совсем настоящий. От этого сходства делается жутко. Особенно поражают складочки на посиневших ручонках.

- Перед вами - куклы, бутафория, - успокаивает куратор. - Режиссер Балабанов использовал их на съемках фильма "Морфий". А мы сочинили свою историю: прикрытая простыней женщина - преступница, она убила своего ребенка. И новорожденная девочка - тот самый нежеланный плод. Дело в том, что в анатомических театрах Европы использовали только тела казненных. Католическая церковь за этим строго следила. Все вскрытия проводились с благословения епископов. А детоубийство в эпоху Ренессанса считалось страшным грехом, за него полагалась смерть. В общем, историческую правду соблюли.

Мозг - руками не трогать

Что скрывается под простыней - публике не показывают. Мол, нечего там смотреть. И то верно: прозекторский разрез на теле, от шеи до самого низа живота, - не самое веселое зрелище. Но в анатомическом театре такая наглядность вроде бы к месту. Воссоздать картину препарированного тела в музее не смогли - слишком дорогое удовольствие. Поэтому внутренние органы решили показывать отдельно. Эти уложенные в деревянные ящики "части тела" и демонстрирует куратор.

- Настоящих вскрытий у нас не будет. Это же музей, а не морг, - поясняет она. - Но куклы и муляжи - это всего лишь часть экспозиции.

Благо наглядного материала хватает. Есть анатомические "древности" - так называемые "влажные препараты" ХIХ и ХХ веков: заключенный в банку желудок, легкие, чья-то татуированная кожа. Рядом - современные пластинаты: образцы органов и тканей, обработанные силиконом. Им "упаковка" не требуется. По сути, каждый желающий мог бы подержать в руках залитое силиконом человеческое сердце или мозг. Но сами по себе пластинаты - вещь редкая и достаточно ценная, их изготавливают по новейшей импортной технологии. Поэтому на "растерзание" любознательным посетителям эти образцы не дают. Да и на выставке пластинаты пробудут недолго - в середине апреля часть экспонатов увезут.

Впрочем, и после этого в "Анатомическом театре" будет на что посмотреть. Бесспорные бестселлеры экспозиции - легкие курильщика, печень алкоголика и сердце наркомана с наклейкой-пояснением "бородавчатый эндокардит". Кто-то скажет: скучно, расскажите еще, как капля никотина убивает лошадь. Но авторы "смертельной подборки" уверены в эффекте.

- Один мимо пройдет, а другой посмотрит и задумается, - говорит начальник музея доктор медицинских наук профессор Анатолий Будко. - У нас нет цели напугать посетителя. Задача другая - дать наглядное представление. Познакомить зрителей с самим явлением: анатомический театр. В наши дни посещать вскрытия могут лишь студенты-медики. Считается, что остальным там делать нечего. В эпоху Возрождения отношение было другое. Анатомический театр считался публичным зрелищем. Посмотреть на вскрытие собирались толпы народа. Так анатомический театр в Падуе был построен в 1594 году и вмещал до 300 человек. Зрители платили за вход, к их услугам были прохладительные напитки и музыка. Один из таких театров посетил в ходе Великого посольства Петр I. Известно, что будущий император неоднократно присутствовал на сеансах у известного голландского анатома Фредерика Рюйша. И вид разъятого человеческого тела поразил его не меньше, чем знаменитые на весь мир голландские корабельные верфи.

Кому тут лишнее ребро?

Тут, кстати, вспоминается исторический анекдот, как молодой Петр, заметив, что его свита отворачивается от мертвых тел, заставил спутников зубами рвать мускулы препарированного трупа. Нам эта выходка царя кажется зверской и дикой. Но современники, надо полагать, реагировали спокойнее.

- Отношение к смерти было другое. И вид мертвого тела не внушал такого ужаса и отвращения, как сейчас, - уверяет куратор выставки кандидат культурологических наук Анна Волькович. - "Урок анатомии" заставлял посетителей задуматься о бренности бытия, приглашал к богословским и философским размышлениям. Не случайно в каждом анатомическом театре были изображения Адама и Евы. Глядя на них, человек сразу вспоминал, что смерть явилась в мир в момент грехопадения.

По традиции, все "представления" в анатомическом театре сопровождались чтением научных трудов знаменитых врачей древности - Клавдия Галены и Ибн-Сины. И тут анатомов поджидали весьма занятные сюрпризы. Текст рукописи не всегда совпадал с практикой.

- Таким образом были исправлены сотни заблуждений и ошибок, которые существовали веками, от самой античности, - продолжает рассказ куратор Волькович. - Известный ученый и врач ХVI века Андреас Везалий неожиданно для всех поставил под сомнение библейскую истину о том, что Ева сотворена из ребра Адама. Считалось, что у мужчин ребер меньше, но вскрытия показывали обратное. "Нетленных костей", которые должны сохраниться до Страшного суда, анатом тоже не обнаружил. Все эти новации не понравились испанской инквизиции. От сожжения на костре Везалия спасло заступничество короля Филиппа II, которого он успешно лечил...

В общем, есть о чем рассказать и на что посмотреть: живые и мертвые - тема поистине вечная.. В успехе новой экспозиции сомневаться не приходится, "смертельные" затеи наверняка окупятся. Не зря же все дети любят ходить в Кунсткамеру. А теперь у старейшего петербургского музея "жутиков" появился конкурент: "театр, где многие стремятся побывать, но никто не хочет сыграть там главную роль", - ловко скаламбурил на открытии экспозиции один из почетных гостей: директор музея "Исаакиевский собор" Николай Буров. Шутка получилась с философским оттенком - под стать заведению.
 
Комментарии
Прямой эфир