"Кармелита" по-чудовски. Часть 2
Окончание. Начало в номере за 7 апреля 2009 года
Металлический табор
Когда говорят про цыганский табор, мерещатся пыльные кибитки, костры и песни под гитару. В Чудове табор был похож на рабочий поселок из романа Горького "Мать". Грязные серые халупы без заборов теснились на скользких улицах - лед колоть лень. Кое-где торчали новенькие спутниковые тарелки. У домов стояли ржавые электромоторы килограммов по 200 каждый. Лежала перевернутая бесколесная "шестерка", которую сосредоточенно рубил топором высокий цыган. Поднимался черный дым - это жгли кабель, чтобы сдать "начинку" на лом. Металл наряду с гаданием кормит здешних цыган. Только я пересек невидимую границу табора, как ко мне подскочил чернявый паренек.
- Что продаешь? - видимо, он меня принял за коммерсанта.
- Я из Москвы. Мне к ба-рону...
- Барон дома. Иди, там тебя проводят...
За домом меня встретили уже два десятка цыган. Все разом умолкли. Я не стал искушать судьбу и представился. Цыгане обступили меня и чуть не выхватили редакционное удостоверение из рук.
- Зачем сюда приехал?!
- Кто тебя прислал?!
- Опять сносить табор заду-мали?!
Я почувствовал себя в племени людоедов, когда костер уже горит и тебя щупают с кулинарными целями. Тут на площадь выехал ярко-красный "Крайслер-универсал". Цыгане разом умолкли. Опустилось стекло, и из глубины салона послышались гневные команды. Потом машина тронулась.
- Это барон. Иди за машиной. Он тебя ждет.
Барона в таборе все боятся. Его голос, подобный иерихонской трубе, был слышен даже на дальних подступах к табору. Хотя вблизи - обычный дядька с седыми пышными усами. Несколько грузный, в затасканной кожанке и заштопанных трениках. Зато машина - огонь. Заменяет барону и коня, и кибитку.
Он повертел в руках удостоверение. Кто-то из-за спины посоветовал проверить печать.
- Печать есть, все в порядке, - шумно вздохнул барон и пригласил меня в дом.
Резиденция Михаила Януша (так барон именуется в миру) - деревянная и больше напоминает придорожное кафе. Стены внутри обиты пластиковым сайдингом. В огромной "зале" диванчик, два кресла и телевизор. На стене елочной мишурой выложено "2009". Семья Януша насчитывает 20 человек. Кто-то разглядывал "живого журналиста" из-за косяка. А худенькая девочка лет двенадцати пеленала грудничка.
- Помощница растет! - похвалил я ее.
- Это моя внучка с правнучкой. Обе Эльвиры. Три месяца как родила.
Тут к несовершеннолетней мамаше подбежала другая девчушка, еще моложе, и стала показывать, как правильно пеленать младенца. Рядом стоял отец новорожденной с игровой приставкой "Денди" в руках. Наконец трехмесячная Эльвира была уложена в коляску, и мы начали разговор.
- Ну что, похоже на сериал "Кармелита"? Наверное, дворец думал увидеть? А мы бедно живем. Хотя сериал у нас в области снимался. Из табора там многие в массовке были. С чем приехал? - барон и его челядь обратились в слух.
- Жалуются на вас соседи. Дрова пропадают, металл. Участились ограбления...
Барон решительно отмел даже малейшие подозрения:
- Сами друг у друга воруют, а на цыган валят! Не пойман - не вор. Если поймают, то пусть сажают. Кстати, трое моих хлопчиков металлолом собирали. Их незаконно схватили и уже второй месяц в тюрьме держат. Будешь в милиции, узнай у подполковника, что с ними. Это же беспредел!
Забегая вперед, скажу, что я узнал о судьбе трех цыганских хлопчиков у начальника Чудовского ОВД. Хлопчики действительно собирали металл. Правда, в чужом загородном доме. И ночью. Они же не знали, что старая ржавая чугунная печь все еще нужна хозяевам. А непонятливые соседи скрутили их и отвели в милицию. Теперь сборщикам металлолома грозит до пяти лет колонии.
- Кризис в таборе! Раньше наши ребята работали на дачах строителями. А сейчас никто не строится. Работы нет, денег нет, дров нет. Детских пособий нет. "Скорая помощь" к нам не едет - боится. Два человека от сердца из-за этого померли. Газ бы провели - тогда и дров не надо.
Тут цыганская общественность, которая потихоньку скопилась в коридоре, дружно закивала:
- Да, да, газ! Тогда и дрова пропадать перестанут...
- Нас не регистрируют! Вот дети выросли. 14 лет. Им паспорт нужен. А никто не дает. А как на выборы идти - так, пожалуйста, барон, организуй явку. Мы все как один за Медведя проголосовали. А нам паспорта не дают!
- Не может быть! Каждый гражданин, достигший... - начал я ссылаться на Конституцию.
- Опять не верите? А поехали в сельсовет!
И погрузившись в старенький "жигуленок" (на "Крайслере" уехал старший сын барона), мы выдвинулись в Успенский сельсовет за правдой.
Как глава главе...
Барон решительно распахнул дверь сельсовета. Пяток женщин с вавилонами на голове разом притихли и уставились в свои бумаги. Было видно, что барона здесь хорошо знают и удовольствия от общения с ним не испытывают.
- Где председательша? - с порога загудел барон. - Я прессу привел. Сейчас выведем вас на чистую воду.
Чиновница постарше промямлила, что председатель скоро вернется.
- Так мы не уйдем, пока правды не сыщем. Вызывайте ее, - барон плюхнулся на стул.
Совпадение это или сельский телеграф донес, но глава администрации Успенского сельского поселения Елена Филимонова уже через пять минут нашего сидения появилась в дверях. Она была в хорошей боевой форме.
После долгих разборок с взаимными обвинениями я немного оглох от барона.
- Прописка есть?! - кричал глава цыганского поселения в лицо главе сельского поселения, размахивая паспортом. - Голосовать зовут?! А детям моим паспорт не дают. Я на следующие выборы табор не поведу, так и знайте!
- Вы зарегистрированы по фиктивному адресу. В похозяйственной книге вас нет. Лицевого счета у вас тоже нет. Вот в миграционной службе паспорт вашим детям и не дают, - уже в который раз повторяла Елена Васильевна и показывала мне похозяйственную книгу.
Там действительно не было ни одного цыгана. Фикция.
- А для выборов не фикция? Так и знайте, не поведу табор к урне.
Я еще не видел ни одного цыгана, который так страстно хотел бы стать оседлым. Променять вольный ветер свободы на карточку обязательного медицинского страхования.
- Ну подавайте в суд! - не выдержала Елена Васильевна. - Здесь явное нарушение ваших конституционных прав. Вы выиграете дело. Получите паспорта. Но и нас поймите: мы действуем строго по инструкции.
- Ну вот еще, в суд! - сбавил обороты барон. - Не цыганское это дело - судиться.
Уже на крыльце я спросил барона: а почему он действительно не судится?
- Да проиграем мы. Толковых цыганских адвокатов нет.
- Ну а чего своих детей на учебу не отправляете? Были бы и свои адвокаты, и врачи, и учителя...
- А зачем? Вот я пять классов закончил и стал бароном. Цыган должен уметь считать, читать и писать. Вся остальная наука не для нас. Мы вот свою цыганскую школу построили. Сходи посмотри...
Цыган - имя существительное
Цыганская школа расположена на первом этаже чистенького домика на окраине табора. Крохотный спортзальчик, кабинет директора и класс. Первый этаж пять лет назад уступил под школу один из богатых ромал Борис Януш. Наверху у него офис. Правда, в кризис он закрылся. Пару раз закрывали и школу: слишком тесно тут 57 ученикам, которые и так учатся здесь в две смены, смешанными классами. За партами сидят и первоклашки, и третьеклашки. Просто им задания другие дают.
- У нас учатся только цыганские дети, - рассказывает директор начальной муниципальной школы N 6 Валентина Диткина. - Учатся хорошо. Только не все заканчивают. В третьем классе девочки замуж выходят. А мальчишки в четвертом женятся.
В школе два преподавателя, включая директора. Здесь учат математике, русскому языку и чтению. В светлом классе на видном месте портрет президента Медведева. На партах один учебник на двоих.
- Мы домашних заданий не даем, - немного волнуется директриса, когда мы входим в класс и дети встают. - Дать учебник домой - значит больше его не увидеть. Все здесь, все здесь. А ну-ка, дети, покажите, как мы определяем части речи? Я, ты, он, она - что это?
- Местоимения! - кричат с мест цыганята.
- Красивый?
- Прилагательное!
- Цыган?
- Имя существительное!
Потом дети выбегают к доске, чтобы на скорость решить примеры сложения и даже умножения. Дети смышленые. Глаза горят.
- А кем вы хотите стать? - спрашиваю класс.
- Я врачом! - кричит рослая третьеклашка Анжела. Она уже на выданье. Не до медицины тут.
- А я учителем, - еле пискнула крохотная Анечка.
- А я таксистом!
- А я аллигатором! Чтобы на лыжах кататься и быть богатым, - маленький Миша перепутал крокодила с олигархом Абрамовичем.
- Журналист приехал по жалобе соседей, что цыгане дрова воруют, - вдруг "заложила" меня Валентина Петровна.
- Мы не вору-у-уем! - дружно завыл класс.
- Вообще цыгане бывают плохие и хорошие! - заявил "аллигатор" Миша. - Хороших больше! Это как у русских!
Смышленый мальчик. Далеко пойдет. Если учиться, конечно, будет...
- Дети в школе не воруют. С этим строго. Правда, единицы из них заканчивают десятилетку. В ПТУ вообще не идут. Мы их тут подкармливаем. Даем масло, муку. На 75 рублей в месяц. Чтоб ходили. Но большинство детей в таборе не учатся. Даже читать не умеют, - тяжело вздыхает директриса. - И поделать мы ничего не можем...
Цыганский вопрос
Раз и навсегда решить цыганский вопрос - правда, в городском масштабе - взялся глава Чудовского городского поселения Михаил Грошев. Он разложил передо мной ватман с планом нового цыганского поселка. Администрация заплатила аж 400 тысяч одному проектному институту, чтобы "проредить" цыганские дома, проложить улицы и наконец узаконить самострой.
- Цыгане станут платить за свет и воду. Станут полноправными членами общества. Какие-то постройки снесут, какие-то перенесут. Зато дома будут соответствовать нормам противопожарной безопасности, - делится планами Михаил Сергеевич.
О них, об этих планах, не знают ни обворованный цыганами пенсионер К. ни десятки его соседей, пострадавших от цыганского кризиса.
- Вы хоть понимаете, что вас не переизберут? - спрашиваю чудовского главу. - Пенсионеры уже за вилы готовы браться, чтобы цыган отсюда выгнать. А вы их - регистрировать...
- Конечно, за 15 лет вседозволенности они подразболтались. А с кризисом совсем с катушек слетели. Раньше такого воровства не было. Администрация сейчас их трудоустроить пытается. Есть идея к весенним субботникам создать цыганские бригады по благоустройству. Только не пойдут они метлой махать, - вдруг осекается Михаил Сергеевич. - Ну и пусть меня с выборами прокатят. Но цыгане тоже люди. И отвечать перед законом должны, как все. Мы их пропишем. Но и требовать будем по полной. Нравится им это или нет!
Подвижник он, Михаил Сергеевич. Или просто сериалов насмотрелся. Про Будулая с Кармелитой. Так я и не понял, что это - мечта или фикция. Хотя как живые люди могут быть фикцией?
