Таланты на окраине
Впрочем, не все так плохо. Ведь сам факт создания творческой лаборатории - уже прорыв. До недавнего времени у молодых петербургских режиссеров даже такой перспективы не было. Если начинающий актер мог рассчитывать хотя бы на роль в духе: "Кушать подано!", то недавно получивший диплом режиссер не смел претендовать и на такую малость. При всем обилии театров, прорваться на сцену молодому и неопытному в Петербурге почти нереально.
- Считается, что настоящими режиссерами становятся после десяти спектаклей. Вопрос, где их ставить? - задал тон встрече молодой драматург Дмитрий Егоров. - Не секрет, что выпускников в театр либо просто не берут, либо приглашают на заведомо бесперспективные работы. В лучшем случае дадут поставить бенефис какой-нибудь древней актрисы, которая двадцать лет ничего не играла, и вот теперь у нее юбилей. Но кому это интересно? У человека должна быть реальная возможность взлететь или ошибиться!
Теперь возможность вроде бы есть. Эксперимент под названием "ОN.ТЕАТР" поддерживают сразу два городских комитета - по культуре и по молодежной политике. Более того, председатель комитета по культуре Антон Губанков не только выступил "за идею", но и гарантировал финансовую поддержку. Сумма пока уточняется, но уже известно, на какие нужды она пойдет: деньги будут потрачены на сценическое оформление лучших работ. Таким образом, самые достойные наметки и эскизы участников эксперимента превратятся в полноценные спектакли, с которыми не стыдно выйти к зрителю.
Планируется, что творческий конкурс в рамках режиссерской лаборатории будет проходить ежегодно. На этот раз его итоги подведут в последних числах апреля. Показ экспериментальных спектаклей состоится на Малой сцене Театра им. Ленсовета. Благо, его новый главреж - приглашенный из Москвы Гарольд Стрелков - "застарелую" ситуацию в петербургских театрах оценивает критически. Еще один сторонник лабораторных изысканий - худрук Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак. Как отнесутся к эксперименту прочие мэтры петербургской сцены - вопрос открытый. Но пока на их поддержку и внимание никто особо не рассчитывает. Хотя призрачная надежда все-таки есть: вдруг хозяева прославленных сцен "спустятся вниз, к народу" и захотят посмотреть творческие работы "лаборантов"? А там, глядишь, и ситуация переменится, и хотя бы один молодой режиссер найдет работу.
В нынешнем году претендентов набралось 28. Большинство - выпускники Петербургской академии театрального искусства. По условиям конкурса участники "лаборатории" используют для постановки пьесы, которые написаны в последние десять лет и никогда прежде не ставились на петербургских подмостках. С учетом того, что современную драматургию в нашем городе вообще не жалуют, выбор у конкурсантов получился обширный. В списке заявок: "Достоевский-trip" Владимира Сорокина, "Терроризм" и "Плохие постельные истории" братьев Пресняковых и даже две вещи супермодного ныне ирландского драматурга Мартина МакДонаха - "Череп из Коннемара" и "Лейтенант с острова Инишмор".
- В петербургских театрах не хватает молодых сил, свежего дыхания. Мы делаем все для того, чтобы вам - нашему театральному будущему - было где работать. В городе строятся два новых здания - Театра "Буфф" и Молодежного театра, завершена реконструкция Театра комедии имени Акимова, на очереди - Театр "Зазеркалье", - обратился к участникам "лаборатории" Антон Губанков. - В старом "Буффе" в Невском районе мы планируем сделать экспериментальную сцену и с удовольствием предоставим эту площадку молодым режиссерам. В Молодежном театре под руководством Семена Спивака тоже появится творческая лаборатория. Не могу обещать, что будет легко. Но это закон жизни, молодежь всегда пробивается с трудом...
Недавно в городе прошла ревизия сценических площадок. И чиновники комитета к своему удивлению обнаружили массу периферийных ДК, сцены которых вполне пригодны к использованию. Еще одна идея городского культурного ведомства - приспособить под театральные нужды пустующие площади в крупных торговых центрах. Все эти подмостки также отойдут молодым. Сцена среди торговых рядов - чем не место для эксперимента? Тем более именно в таком, "околорыночном" статусе европейский театр существовал многие века. А значит, хотя бы один советский лозунг: "Культуру - в массы!" сохраняет актуальность до сих пор. Признаться, неожиданный поворот в наше кризисное время.