Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
В Совфеде россиян призвали проверить свои iPhone на наличие вирусов
Происшествия
Шестнадцать человек пострадали при столкновении 12 авто в Санкт-Петербурге
Мир
Крупнейшие в этом году учения НАТО на Балтике стартуют в Эстонии
Политика
В Крыму объяснили значение нового статуса Азовского моря
Мир
YouTube перестал удалять фейковый контент о прошлых выборах в США
Мир
Толпа на фестивале СДПГ обвинила канцлера ФРГ Шольца в разжигании войны на Украине
Мир
Путин выразил соболезнования премьеру Индии из-за столкновения поездов
Мир
Пентагон обвинил КНР в совершении «опасных маневров» по отношению к самолетам США
Спорт
Юношеская команда «Зенит» выиграла Кубок БРИКС по футболу
Мир
В Аргентине зафиксировали землетрясение магнитудой 5,1
Мир
Боррель предрек окончание конфликта на Украине за несколько недель без помощи Запада
Мир
Премьер Люксембурга неприличным жестом велел Зеленскому замолчать

Розы, капуста и два "Черных пальто"

Скучные критики называют Людмилу Петрушевскую "Андерсеном в юбке". Логика тут проста: как и грустный датчанин, она пишет сказки, в которых действуют короли и принцессы, колдуны и повара, а еще волшебные шкафы, зеркала, лошади, куклы и кошки. Впрочем, колорит у ее персонажей совершенно особый - абсолютно российский. Ну в какой датской сказке, пусть и самой талантливой, вы встретите Поросенка Петра, Котенка Сашку или Собаку Марусю?
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
 
Скучные критики называют Людмилу Петрушевскую "Андерсеном в юбке". Логика тут проста: как и грустный датчанин, она пишет сказки, в которых действуют короли и принцессы, колдуны и повара, а еще волшебные шкафы, зеркала, лошади, куклы и кошки. Впрочем, колорит у ее персонажей совершенно особый - абсолютно российский. Ну в какой датской сказке, пусть и самой талантливой, вы встретите Поросенка Петра, Котенка Сашку или Собаку Марусю?

Вся эта "теплая компания" обитает сейчас в Фонтанном доме на выставке "Людмила Петрушевская в садах других возможностей", открытой по случаю Петрушевского фестиваля, который проходит в нашем городе. Но милая живность с такими близкими и понятными именами - только часть фестивальной подборки, как шутят организаторы - "детский сектор". Стоит пройти по выставочному лабиринту и открыть дверь с надписью "М-психоз", как моментально попадешь в другой мир - мрачную и трагическую вселенную ее "взрослой" прозы.

- По образованию Петрушевская журналист, окончила МГУ, работала в газетах, затем редактором на Центральной студии телевидения. Рассказы начала писать в середине 1960-х годов, но долгое время их никто не печатал, - рассказывает организатор фестиваля, исполнительный директор ассоциации "Живая классика" Марина Смирнова. - Дебют состоялся в 1972-м. Рассказ Петрушевской "Через поля" напечатал ленинградский журнал "Аврора". Это к вопросу, почему фестиваль проходит в Петербурге, а не в Москве, где Людмила Стефановна родилась и сейчас проживает.

На выставке в Фонтанном доме можно познакомиться с Петрушевской-художником, автором десятка автопортретов и сотни акварельных работ.

- Картины Людмилы Стефановны в Петербурге демонстрируются впервые, но читателям они немного знакомы - по обложкам книг, которые писательница иллюстрирует сама, - говорит Марина Смирнова. - На выставке представлены три серии: "Мания розы", "Танго" и "Песнь натурщицы".

Сама Петрушевская признается, что "розочки любит", они у нее повсюду. Голые натурщицы были нарисованы в московской студии Нивинского, где неутомимая Людмила Стефановна "постигала тайну гордости безликой обнаженной женщины". А "Танго" - живописный отчет о поездке в Германию. По словам Петрушевской, эта серия родилась у нее в средневековом замке под Берлином. Там все говорили по-немецки, а она слушала кассету с записями танго послевоенных лет, случайно купленную перед отъездом. Негромкие ретро-мелодии обернулись акварелями с силуэтами танцующих пар.

Но выставка - это еще не весь фестиваль. В программе - выступление самой Петрушевской. Премьера ее новой программы "Кабаре" состоялась в среду в Театре эстрады имени Аркадия Райкина. В камерном зале на Большой Конюшенной она исполнила "бессмертные" хиты ушедшего века: "Лили Марлен", "Опавшие листья", "Жизнь в розовом свете". А еще польское танго "Утомленное солнце", которое на самом деле называется "Последнее воскресенье".

- Писательница заново перевела многие тексты, даже знаменитую "Чаттанугу", - делятся организаторы. - В ее репертуаре "Мурка", которая была написана еще до Второй мировой войны, и самый древний рок-н-ролл 50-х годов прошлого века. И совсем уж "архивный" фокстрот "Старушка не спеша дорожку перешла" из чикагского мюзикла 30-х годов. Людмила Стефановна не раз говорила, что кабаре - ее любимый жанр.

И все-таки для большинства почитателей Людмила Петрушевская - скорее писатель и драматург.

- Широкую известность она обрела в 1985 году, когда московский театр "Современник" поставил спектакль по ее пьесе "Квартира Коломбины", - рассказывает Марина Смирнова.

В тот год, на волне перестройки, Петрушевская прогремела на всю страну. И очень быстро стала любимой, читаемой-почитаемой. Достаточно вспомнить, что на рубеже 90-х только в московских театрах шло сразу восемь спектаклей по ее пьесам. Петрушевскую ставили практически все мэтры отечественной сцены: Марк Захаров, Юрий Любимов, Роман Виктюк. В Петербурге (тогда Ленинграде) ее играл популярный в то время ТЮЗ. Постановки Зиновия Корогодского "Любовь" и "Я болею за Швецию!" сегодня уже история. Но по случаю фестиваля их решили реанимировать - вновь вернуть на сцену 20 лет спустя. Первый актерский состав во главе с народной артисткой России Ириной Соколовой собрался и возобновил работы мастера. Что из этого получилось - можно будет увидеть 2 марта на Малой сцене Театра им. Ленсовета. Спектакли совсем короткие, поэтому третьим действием станет художественная читка еще одной пьесы Петрушевской - "Бифем". Ее представят актеры под руководством режиссера Александра Шарапко. Среди коллег он известен как ученик и последователь Корогодского.

- Для нас это будет открытая репетиция, смелый эксперимент, - пояснил Александр. - Считается, что половину работы не показывают. Сделано меньше, потому решили рискнуть, нужно понять, как реагирует публика, в ту ли сторону мы вообще идем.

Еще одной фестивальной реинкарнацией стал вчерашний спектакль "Черное пальто" на сцене ТЮЗа. Эта работа - гордость режиссера Галины Бызгу и ностальгическое обращение к ее же спектаклю "Настоящие сказки", который шел в ТЮЗе шесть лет назад и включал в себя две сказки Петрушевской: "Черное пальто" и "Матушка капуста". Теперь Бызгу вынашивает замысел новой постановки, на этот раз по пяти сказкам писательницы.

- Подробностей раскрывать не буду - боюсь, что идею стырят, - призналась "Известиям" режиссер.

И, наконец, с 5 по 8 марта в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме будут сыграны студенческие и ученические спектакли по произведениям Петрушевской. Удивительный факт, но в конкурсной программе все те же названия: "Я болею за Швецию!" (режиссеры Алексей Истомин и Валерий Дьяченко), "Дочки-матери" в постановке Марии Александровой и еще одно "Черное пальто" в постановке Ксении Пархатской.

Комментарии
Прямой эфир