Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Не скупые мы, бережливые...

Более 70% россиян за три месяца начали экономить на еде и товарах первой необходимости. Таковы данные опроса, проведенного "Левада-центром". В торговых сетях подтверждают: средняя стоимость чека сократилась как минимум на треть, а кое-где даже вдвое. Нет, корзинки легче не стали - просто теперь наполняют их в основном более дешевыми продуктами. Одежду и обувь вообще почти перестали покупать. Многие забыли и про вылазки в кафе или в боулинг. "Известия" решили выяснить, в чем причина - денег нет, цены выросли или мы просто стали откладывать на черный день?
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Москвичи "подключили" тариф экономный


Более 70% россиян за три месяца начали экономить на еде и товарах первой необходимости. Таковы данные опроса, проведенного "Левада-центром". В торговых сетях подтверждают: средняя стоимость чека сократилась как минимум на треть, а кое-где даже вдвое. Нет, корзинки легче не стали - просто теперь наполняют их в основном более дешевыми продуктами. Одежду и обувь вообще почти перестали покупать. Многие забыли и про вылазки в кафе или в боулинг. "Известия" решили выяснить, в чем причина - денег нет, цены выросли или мы просто стали откладывать на черный день?

Конечно, инфляция тоже дает о себе знать. Только за последний год, по информации Росстата, средняя стоимость минимального продуктового набора россиян выросла на 17,5%, а в нынешнем январе - уже на 2%. Рост цен на продукты сильно обогнал общую инфляцию, но все же не до такой степени, чтобы столько россиян отказали себе во "вкусненьком".

Еще недавно со слов социологов "Известия" писали о том, что на Новый год россияне погуляли как в последний раз (см. номер за 22.01) - не пожалели денег на новогодний стол, крупно потратились на подарки родным и близким. "Шиканули" - и хватит.

Достаточно зайти в любой крупный супермаркет, чтобы понять - народ стал считать деньги. В отделах кулинарии покупателей днем с огнем не сыщешь.

Желающих приобрести готовый салат стоимостью 20 рублей за 100 г резко поубавилось. И не мудрено - можно ведь, купив все ингредиенты, приготовить такой же салат дома, и стоить он будет минимум раза в два дешевле.

- Изменение потребительского спроса на некоторые виды продуктов питания мы наблюдаем еще с сентября прошлого года, когда начались сокращения рабочих мест, снижение зарплат, - рассказывает управляющий партнер сетей "Гастрономчикъ" и "Марка" Дмитрий Потапенко. - Граждане стали намного меньше покупать "свежака" - фруктов, овощей, парного мяса. Предпочтение теперь отдается более дешевым замороженным продуктам. Очень показательны продажи молока, теперь высокой популярностью стало пользоваться недорогое молоко с низким содержанием жира или вовсе обезжиренное.

Экономный российский покупатель обходит теперь стороной прилавки с дорогими итальянскими макаронами, предпочитая взять пусть не такие красивые, но более дешевые отечественные. Резко охладели граждане к замороженным креветкам, мидиям, морским коктейлям и прочим заморским яствам. Да что там креветки. Зачастую вместо хорошего куска свинины покупается курица. Все-таки мясо, пусть и диетическое.

Считать деньги стали не только граждане с низким или средним достатком. По радио один крупный бизнесмен на днях рассказывал, что перестал покупать чай и кофе для сотрудников в офис. Перед бюджетным магазином "Копейка" теперь все чаще тормозят "Лексусы" и "Мерседесы". "Пройти нельзя", - ругаются старушки-завсегдатайши.

- Мы сейчас видим значительный "дрейф" покупательского спроса из высокого ценового сегмента, - рассказывает председатель совета директоров ГК "Виктория" (сети "Виктория", "Квартал", "Дешево") Николай Власенко. - Зачастую это импортные товары, которые значительно подорожали за последний месяц. Но "проседания" в выручке мы не видим. Люди не стали покупать меньше продуктов, они стали выбирать более дешевые, отечественные.

Ритейлеры уже давно заметили, что на одних дорогих продуктах и напитках далеко не уедешь. А уж тем более сейчас, в кризис. На днях сеть универсамов "АБК" объявила о появлении "корзинки-экономки" - большого количества дешевых товаров, изготовленных в российских регионах и не имеющих "раскрученных" федеральных брендов. В цену таких продуктов не заложена ни реклама, ни маркетинговая поддержка, ни престижная упаковка.

Неужели деньги резко кончились? Кто-то действительно потерял из-за кризиса работу и теперь растягивает оставшиеся деньги на "подольше" - кто знает, когда появится новая вакансия. Но в большинстве случаев люди наличные просто придерживают на случай возникновения проблем. Прежде всего, согласно опросу портала SuperJob.Ru, стали отказывать себе в развлечениях, дорогой одежде и обуви, путевках за границу, престижном алкоголе. В конце концов, стали обращать внимание и на ценники в продуктовых магазинах.

"У меня деньги появляются только в кризис", - сказала на днях коллега. Может, это и неплохо - иметь свою собственную подушку безопасности?

ИНТЕРНЕТ-ОПРОС "ИЗВЕСТИЙ" И КМ.RU

По данным социологов, 70% россиян стали экономить во время кризиса. На чем экономите вы?

51% Покупаю только самое необходимое

27% На ресторанах и прочих развлечениях

14% Не экономил, не экономлю и экономить не собираюсь

8% На продуктах питания

В опросе принял участие 3001 человек.

Результаты других опросов смотрите на сайте "Известия" и на сайте KM.RU

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир