Штрафы без суда
Глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов предложил исключить суды из процедуры административного наказания. Ведь выписывать штрафы за выезд на "встречку" или пени за просроченную выплату налогов прекрасно могут и чиновники. По словам главы суда, загруженные суды смогут вздохнуть спокойно. Но эксперты опасаются, что "административная реформа" приведет к росту коррупции.
По мысли главы Высшего арбитражного суда, высказанной им в интервью "Российской газете", тяжба необязательна в случаях, когда речь идет о не уплаченных вовремя налогах или штрафах за нарушение правил дорожного движения. Этим вполне могут заниматься государственные чиновники, заметил Антон Иванов. Суд, по его мнению, должен рассматривать жалобы, а вынесение административных взысканий - функция органов исполнительной власти.
Речь прежде всего идет о небольших штрафах.
- Допустим, водитель не заплатил штраф в сто рублей за остановку в неположенном месте. Он с ним не спорит, осознает свою неправоту и справедливость вменения штрафа. Зачем это дело рассматривать в рамках дорогостоящей судебной процедуры? Ведь государственному органу надо готовить материалы, обращаться в суд, большое количество людей будет заниматься документооборотом. Должностное лицо должно явиться на процесс. И все это для взыскания каких-нибудь ста рублей и такого же штрафа? Работа суда и административных органов дороже выйдет, - объясняет глава суда.
Но кроме штрафа есть, к примеру, такое наказание, как арест на 15 суток. Неужели и решение, стоит ли сажать гражданина за решетку, тоже должны принимать чиновники? "Возможно, для административного ареста стоит сохранить существующий порядок", - уклончиво говорит Иванов. Есть еще и такие "пограничные" ситуации, как, например, наказание в виде либо штрафа, либо лишения прав. Сейчас дело решает суд, но если полномочия передать инспекторам, произвол на дорогах достигнет колоссальных масштабов, говорит юрист компании "Магистр" Александр Ванеев.
Вообще эксперты скептически оценивают инициативу главы суда.
- Иванов хочет вернуть практику, которая была в 90-х годах, - комментирует Илья Ищук, старший юрист практики "Арбитраж. Конфликты. Судебные споры" юридической фирмы "Вегас-Лекс". - То, что суды загружены, - это действительно факт, но надо учитывать нашу действительность. Такое новшество может развязать руки чиновникам. Либо возрастет количество коррупционных фактов, либо будут наложены завышенные штрафы. И тогда получится, что людям придется в суде защищаться и оправдываться. В таком случае это неправовой подход.
- По-моему, эта новация не очень обоснованна, потому что система в арбитражном процессе и без того стройная, - говорит юрист Сергей Шевченко. - Государство от этого не выиграет, потому что лишится денег, которые платят граждане при обращении в суд. Как говорится, если машина движется, лучше в нее не соваться. А обращения в суд по вопросам штрафов как были, так и будут, потому что это конституционное право каждого гражданина.
Сегодня выписывать штрафы могут более 60 контролирующих организаций. Среди них такие ведомства, как санинспекция, противопожарная служба, милиция, налоговая инспекция, Роспотребнадзор и другие. Часть штрафов контролеры и сегодня выписывают без суда. По данным Федеральной службы судебных приставов, больше всего на исполнение приходит штрафов из миграционной службы, таможни и ГИБДД.