Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Кинорежиссер Михаил Калатозишвили: "Мой дед не был советским разведчиком в Америке"

В четверг в российский прокат выходит фильм "Дикое поле". Его снял 49-летний Михаил Калатозишвили - внук гениального создателя "Верных друзей" и "Летят журавли". "Дикое поле" - лучшая за последние годы картина о России, хотя съемки велись в казахских степях. Это негромкое, беспафосное, глубокое, пронзительное кино, одновременно вызывающее слезы гордости, стыда и боли
0
Кинорежиссер Михаил Калатозишвили (фото: PHOTOXPRESS)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В четверг в российский прокат выходит фильм "Дикое поле". Его снял 49-летний Михаил Калатозишвили - внук гениального создателя "Верных друзей" и "Летят журавли". "Дикое поле" - лучшая за последние годы картина о России, хотя съемки велись в казахских степях. Это негромкое, беспафосное, глубокое, пронзительное кино, одновременно вызывающее слезы гордости, стыда и боли. Его премьерный показ на 19-м "Кинотавре" закончился криками "браво" и овациями. С тех пор "Дикое поле" удостоилось высших наград международных кинофестивалей. С Михаилом Калатозишвили встретилась обозреватель "Известий".

вопрос: "Дикое поле" - ваша главная радость 2008 года? Столько призов, столько добрых откликов...

ответ: Главная радость началась раньше - когда мой сопродюсер из Санкт-Петербурга и бывший однокурсник по ВГИКу Сергей Снежкин выкупил у наследников легендарный сценарий безвременно ушедших Петра Луцика и Алексея Саморядова и предложил мне снять по нему фильм. Съемки шли трудно, были экстремальные моменты, но в итоге все состоялось.

в: История одинокого доктора была написана в 1991 году. Многолетний шлейф слухов о гениальности текста не мешал?

о: Сейчас говорят, что сами Луцик и Саморядов сняли бы лучше. Это единственный аргумент оппонентов в обсуждении фильма. Но я не понимаю, как можно говорить о кино в сослагательном наклонении?

в: В фильме очень яркие актерские работы. Опытнейшие Роман Мадянов и Юрий Степанов предстали в новых для себя амплуа. Открытием стал исполнитель главной роли - дебютант Олег Долин.

о: Роман - фантастический профессионал. Он приезжал на съемки пахнущий вкусным одеколоном, в костюме - настоящая звезда, артист, у которого есть контракт с оговоренными условиями комфорта во время съемок. Но он понимал ситуацию и быстро становился Рябовым, степным ментом, единственным на многие километры. Конечно, мы его гримировали - темнили ухоженные руки, каждую морщинку пропитывали пылью, но и внутренне он тоже менялся. И меня не удивляло, когда я видел, как Роман в паузах между съемками спит в углу на вязанке дров. Это не Мадянов спал, это спал Рябов... У Юрия Степанова задача была другая - он играл инородное для степи существо. Врач, ставший брюзгой. Функционер, который ничего не может. Потому его приезд к Мите должен был выглядеть таким вставным, слегка театральным номером. Что касается Олега Долина, роль Мити, надеюсь, стала бесценным опытом для его дальнейшей жизни.

%%VYNOS1%%в: Почему "Дикое поле" снимали в степях Казахстана, если действие происходит в России?

о: Для моего поколения это необъятное пространство по-прежнему неделимо. Оно существует в моей памяти, я сам являюсь частью этого пространства. И для меня нет разницы, где я нашел степь - в Казахстане или под Оренбургом.

в: Как, по вашим предположениям, сложится прокатная судьба "Дикого поля"?

о: Не сыпьте соль на раны. Прокатчики отдают предпочтение дорогим фильмам, чьи продюсеры могут позволить себе большие рекламные бюджеты. У меня таких ресурсов нет. О фильме упоминали по другим информационным поводам - когда мы получали награды. Но в итоге нам удалось расписать несколько десятков копий.

в: "Дикое поле" - ваш третий фильм, но для многих вы по-прежнему внук великого дедушки...

%%VYNOS2%%о: У меня никогда не было комплексов по этому поводу. Во ВГИКе да и потом, я знаю, за спиной шушукались: понятно, дед - режиссер, папа - оператор и режиссер (Георгий Михайлович Калатозов снял несколько фильмов, в частности экранизировал повести Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" и "Казаки". - "Известия"), но я никогда не обращал на это внимания. Что поделаешь, раз Михаил Константинович Калатозов мой дедушка? Я многое могу в своей жизни изменить, но отказаться от собственного рода не могу. Это данность, к которой я отношусь с благодарностью. Для меня он был не мэтр кино, а просто дедушка, который учил меня водить машину. Дед снимал великое кино о людях, которые что-то преодолевали. Это я понял сам, уже став взрослым. При его жизни мы с ним о кино почти не говорили.

в: А о том, как он жил в Америке, в Голливуде? Был он разведчиком во время войны или нет? Существует ведь и такая версия его деятельности на "фабрике грез"...

о: У нас есть Фонд, носящий имя деда. Сейчас там готовится к выходу биографическая книга. Там будет опубликовано свидетельство ФБР о том, что Калатозов, работая в США, шпионом не был.

в: За ним следили?

о: Конечно. Версия не подтвердилась.

в: Кризис, наверное, сильно затронул кинопроекты вашего фонда?

о: Это выяснится не раньше марта. Пока мы работаем. С режиссером- дебютантом Андреем Стемпковским будем снимать историю русской матери, у которой на чеченской войне пропал сын, и к ней же приблудился двенадцатилетний чеченский мальчик. Ситуация осложняется тем, что настоящий сын возвращается, начинаются достаточно жесткие взаимоотношения между парнями... Если наши партнеры с немецкой стороны изыщут ресурсы, то начнем экранизировать роман Пелевина "Чапаев и Пустота". Фильм будет называться "Мизинец Будды", под таким названием книга известна в Европе. Никому не говорил, но вам скажу - мы купили права у Бориса Васильева и готовимся к съемкам "А зори здесь тихие...". Сейчас режиссер Сергей Осипьян проводит кастинг актрис.

в: Решили посоревноваться с легендарным советским фильмом? Или это наш ответ китайской экранизации? 

о: Это не будет повторение фильма Станислава Ростоцкого. Мы не собираемся ни с кем соревноваться. Мы хотим снять такое кино, чтобы юные зрительницы могли реально представить себя на месте тех девушек. Потребность живого отклика на предлагаемые экраном обстоятельства у зрителей есть, пример тому - "Мы из будущего" Андрея Малюкова.

в: Почему, на ваш взгляд, наши режиссеры продолжают снимать кино про Великую Отечественную - вместо того чтобы разбираться с настоящим? 

о: А разве "А зори здесь тихие..." - только о прошлом? Война - всегда уродство, особенно если в ней участвуют женщины. Война - мужская игрушка, для мужиков это иногда даже удовольствие, но страдают ведь женщины. Они единственные, кто может правильно понять и передать трагедию войны. В повести Бориса Васильева ведь только одна из них познала материнство, остальные - нецелованные, вот в чем ужас...

в: Война еще и народы разъединяет...

о: Да, я понимаю, о чем вы. Когда в августе шла война в Южной Осетии, внутри у меня бушевала буря эмоций. Я гражданин России, российский режиссер, но я грузин и не мог спокойно относиться к крушению мира на Кавказе. Грузия и Россия необходимы друг другу и по геополитическим, и по духовным параметрам. Самое печальное, что в последние годы в Грузии не нашлось ни духовного, ни политического лидера, который мог бы повлиять на ситуацию...

Комментарии
Прямой эфир