Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Держава для Пушкина

Пушкин сидит в портовой таверне. С корабля сходит Эдгар По, заходит в то же заведение и садится напротив. Увидев поэта с бакенбардами и смуглой кожей, он тотчас отсаживается подальше со словами: "У вас слишком синие ногти". Это один из несостоявшихся рассказов о Пушкине Юрия Тынянова. Он дошел до нас в устном пересказе, как и вся жизнь Тынянова. Трудно сказать, где он мистифицировал, где заметал следы, а где был вполне серьезен. Кружок мистификаторов, в котором он состоял, назывался то "Серапионовы братья", то "ОПОЯЗ", но сущность оставалась неизменной. Зощенко, Каверин, Шкловский, Тынянов - все молодые, талантливые, опальные и признанные одновременно
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пушкин сидит в портовой таверне. С корабля сходит Эдгар По, заходит в то же заведение и садится напротив. Увидев поэта с бакенбардами и смуглой кожей, он тотчас отсаживается подальше со словами: "У вас слишком синие ногти".

Это один из несостоявшихся рассказов о Пушкине Юрия Тынянова. Он дошел до нас в устном пересказе, как и вся жизнь Тынянова. Трудно сказать, где он мистифицировал, где заметал следы, а  где был вполне серьезен. Кружок мистификаторов, в котором он состоял, назывался то "Серапионовы братья", то "ОПОЯЗ", но сущность оставалась неизменной. Зощенко, Каверин, Шкловский, Тынянов - все молодые, талантливые, опальные и признанные одновременно.
Современники твердят в один голос, что он был похож на молодого Пушкина. Тынянов даже сбрил бакенбарды, чтобы избавиться от этого сходства. Но веселостью характера, дружелюбием, общительностью он перекликался с лицейским золотым веком.

За три недели он написал роман "Кюхля", обессмертивший друга Пушкина Кюхельбекера, и навсегда породнивший нас с малообжитым литераторами пушкинским лицеем. Собственно говоря, почему  - пушкинским? Ведь основал лицей Александр I. Но тут уж ничего не поделаешь -  в истории всегда побеждает поэт.

Не будет преувеличением сказать, что лицейская жизнь Пушкина продолжилась в романе Тынянова. Но парадокс из парадоксов: "Кюхля" написан за три недели, а Пушкин в неоконченном романе "Пушкин" так и остался юным . "Третий год пишу, а добрался только до четырнадцатилетнего Пушкина", - жаловался писатель. Он диктовал, уже умирая. Рассеянный склероз приковал Тынянова к креслу, но разум был чист и ясен. Время было великое и страшное. Шел 1943 год. Вроде бы не до Пушкина, не до литературы вообще.

Впрочем, для поколения Тынянова нестрашного времени просто не было. В 1918 году он заканчивал обучение в Петроградском университете. Нет электричества. Профессор Венгеров читает лекцию - Тынянов единственный студент в аудитории. Он скрупулезно записывает. В аудитории все темнее. Тынянов пишет все более крупными буквами, чтобы различать текст. На последних страницах конспекта по два-три слова... и все же лекция запечатлена. Вот так и роман о Пушкине Тынянов диктовал по странице в полгода. Такое ощущение, что он и сейчас где-то в вечности пишет.

Однажды мы с Виктором Шкловским - другом, сподвижником и единомышленником Тынянова, шли по коридору Литературного института. Вдруг Шкловский резко остановился и ударил толстой тростью в боковую дверь: "Вот здесь. Здесь в 43-м стоял гроб Тынянова. Никто не пришел. Не до этого было. Да и забыли его тогда". Сегодня это трудно представить. Юрий Тынянов уже в 30-е годы - мировая величина. Романы "Кюхля" о Кюхельбекере и "Смерть Вазир-Мухтара" о Грибоедове зачитываются до дыр. Горький пишет, что Грибоедов навсегда войдет в историю таким, каким запечатлел его Тынянов. Мол, таким и был Грибоедов, а если не был, то будет после "Вазир-Мухтара".

А его "Подпоручик Киже", возникший якобы из случайной описки вместо "подпоручики же", давно стал не только хрестоматийным, но и фольклорным героем.

Для него пушкинский век был не историей, а собственной биографией. И литературоведение его автобиографично. Если верить в переселение душ, то Тынянов - тысячеликий Бодхисатва. В нем и Кюхля, и император Павел, которому "Нелидова отказала от ложа", и Грибоедов, и полудух-получеловек Киже вполне реальны.

Тынянов с собратьями Шкловским и Эйхенбаумом придумал знаменитый "формальный метод". Мол, не на содержание (читай - идеологию) смотри, а на то, как написано. О том, что форма в искусстве говорит сама за себя, догадались сразу несколько человек. Теперь это классика литературоведения и филологии. А тогда их заклеймили - слово "формализм" превратилось в идеологическое ругательство и политическое обвинение.

В ожидание ареста Тынянов сжег свой литературный архив. Только ли архив? Похоже, в том пламени сгорело самое важное и сокровенное. Тынянов особо сокрушался, что сжег письмо Горького, ведь и это могло стать уликой. Да, не хотелось бы жить в то время. Маяковский не выдержал, застрелился. Тынянов напишет Виктору Шкловскому в Берлин, что Маяковский просто устал быть двадцатилетним в 36 лет. Гениальный поэт сразу оценил Тынянова, сказав ему при встрече: "Поговорим, как держава с державой". Футуристы и формалисты -друзья и братья. С той лишь разницей, что формалисты в лице Тынянова никого с парохода современности не сбрасывали, а, скорее, наоборот стремились примирить "архаистов и новаторов" во всех временах.

Комментарии
Прямой эфир