Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Скорбь и вещание

Сознаю, что ступаю на зыбкую почву, и все-таки, все-таки... Такой кардинальной перекройки сетки вещания, которая случилась на минувшей неделе в связи с кончиной Патриарха Алексия II, не было, пожалуй, с советских времен, когда в прямом эфире хоронили генсеков и траурный кортеж в режиме on-linе двигался от Дома союзов, где проходило прощание с усопшими лидерами Страны Советов, к Красной площади, где по обычаю новые лидеры произносили с Мавзолея надгробные речи
0
Ирина Петровская
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сознаю, что ступаю на зыбкую почву, и все-таки, все-таки... Такой кардинальной перекройки сетки вещания, которая случилась на минувшей неделе в связи с кончиной Патриарха Алексия II, не было, пожалуй, с советских времен, когда в прямом эфире хоронили генсеков и траурный кортеж в режиме on-linе двигался от Дома союзов, где проходило прощание с усопшими лидерами Страны Советов, к Красной площади, где по обычаю новые лидеры произносили с Мавзолея надгробные речи. В наше время стало традицией - хорошей, человеческой традицией - корректировать программу передач в связи с уходом из жизни выдающихся деятелей современности: в скорбные дни телеканалы взяли за правило показывать фильмы и передачи с их участием, освещать в новостях церемонии прощания с ними. Первым в новейшей отечественной истории отпевания и похорон в прямом эфире удостоился Борис Николаевич Ельцин.

И вот теперь почил Патриарх всея Руси. И телевидение, которое многие священнослужители считают исчадием ада и делом абсолютно богопротивным, вдруг резко повернулось к Богу и церкви. Причем даже до президентского указа, рекомендовавшего телерадиовещательным организациям отменить в день похорон Патриарха развлекательные передачи и обеспечить освещение мероприятий, связанных с проводами усопшего в последний путь. Усердие, с которым ТВ скорбело несколько дней, наводило на мысли не столько о подлинной печали, его охватившей, сколько о намерении замолить по случаю собственные грехи. Скажу честно: к концу траурных мероприятий церквей, крестов, колоколов и религиозной риторики, которой мастерски овладели даже юные корреспонденты новостей, стало многовато. С экрана явственно повеяло ладаном, что, вероятно, помогло на время отпугнуть от него самого чертей, но ведь и невоцерковленных, а тем паче неправославных зрителей могло отторгнуть тоже.

Здесь любопытно посмотреть, какие именно программы и фильмы сами телеканалы посчитали неуместными в печальные для православных христиан часы и дни. "Первый канал" еще в пятницу, когда стало известно о смерти Патриарха, отменил церемонию вручения премии "Золотой граммофон", тринадцатую по счету. Мистическое (а в церковной терминологии - бесовское) число 13, по признанию организаторов действа, определило тему церемонии и превратило Государственный Кремлевский дворец в "таинственный мир нумерологии". Ну а "зажигали" в этом мире лучшие из лучших на "Первом" - Ксения Собчак, Иван Ургант, Гарик Мартиросян... Поклонники означенных персонажей и "Золотого граммофона" могут не волноваться - его не насовсем отменили. Но для скорбного дня зрелище, конечно, было, мягко говоря, не вполне приличествующим. Вместо него показали очередную порцию сериала "Монтекристо", а после программы "Время" - документальный фильм "Другого пути я не ведал", посвященный жизненному пути Патриарха, и следом - взамен "Закрытого показа" и фильма "Сад" - "Статского советника" с приключениями Эраста Фандорина. В этом случае логика замены "Сада" (по мотивам чеховского "Вишневого сада") на "Статского советника" не вполне ясна - разве что одну из ролей в последнем играет истинный христианин Никита Сергеевич Михалков да патриотические мотивы звучат в фильме довольно явно.

Канал "Россия" отменил в пятницу вечером фестиваль юмористических программ "Юрмала", поставив вместо него продолжение иронического детектива "Братья-детективы", а затем - ставший культовым фильм "Остров".

На следующий день пострадали Кашпировский с Чумаком. Фильм "Кашпировский против Чумака" обещал рассказать о судьбе популярных некогда целителей двадцать лет спустя после всенародной славы. Видимо, посчитав его героев противными Богу, церкви и памяти Патриарха, руководители "Первого канала" поставили в эфир фильм "Вдали от мирской суеты", рассказывающий о современном российском монашестве. Герои и героини фильма без кликушества и поминания Господа всуе повествуют о своем пути в монастырь, а камера деликатно фиксирует подробности монастырского уклада жизни. Любопытно, что одна из настоятельниц запретила в своей обители просмотр телевизора: "Это совершенно невозможно для человека, который молится, потому что этот зрительный ряд заслонит Бога".

В понедельник удивил канал НТВ, чей "зрительный ряд" давно уже заслонил Бога. Он полностью переверстал программу вечера, отменив не только "Безумный день" (обзор курьезов и маразмов, произошедших в мире), не только "Школу злословия", в которой гостем был заявлен вполне пристойный телеведущий и путешественник Михаил Кожухов, но и новый хит сезона - Всероссийский конкурс народных юмористов "Ты смешной!". Вместо этого в эфир пошло старое доброе кино. Уж от кого от кого, а от безбожного НТВ я такой богобоязненности ожидала меньше всего. Чудны дела твои, Господи!

Ну а во вторник произошло небывалое: сразу три канала - "Первый", "Россия" и НТВ отказались от рекламы, а с 8 утра на обоих государственных каналах началась прямая трансляция церемонии прощания с Патриархом в храме Христа Спасителя, которая продолжалась более шести часов! Сомневаюсь, что лично президент предписал телеканалам многочасовое эфирное бдение. Что-то подсказывает мне: это они сами. Позволю себе высказать мнение, возможно, для кого-то кощунственное: ТВ и церковь - две вещи несовместные. Церковные службы (и в особенности отпевание) потому и называются таинствами, что совершаются в храме, под молитвы истинно верующих и вдали от праздной толпы, всегда с особым любопытством взирающей на прощание с чужим покойником. Видеть, как несметное число явно случайных в церкви людей, причисленных и причисляющих себя к элите и обязанных присутствовать здесь по табели о рангах, томится, зевает, переминается с ноги на ногу, оглядывается по сторонам, ища знакомые лица, и лобзается с ними, а потом неловко осеняет себя крестным знамением, невыносимо. А камера работает ровно так же, как на любой светской тусовке, выхватывая "медийных" персонажей из общей массы и позволяя зрителю разглядеть, во что одеты номенклатурные дамы и как тщетно пытаются состроить скорбную мину вельможные господа. Это особенно невыносимо на фоне подлинных слез обычных прихожан и некоторых священнослужителей. А также по контрасту с теми, кто остался за пределами храма - на холоде, под дождем. Их много показывали в новостях: старых и малых, влекомых к храму чувством истинной скорби и благодарностью к усопшему. Они находили простые сердечные слова и часами стояли в нескончаемой очереди к храму, совершенно не рассчитывая попасть в объектив телекамеры.

...А в гости к Познеру в ночь на вторник пришел Анатолий Чубайс. В конце программы на вопрос анкеты Марселя Пруста - что он скажет, представ перед Богом? - Чубайс ответил: "Я невоинствующий атеист". На фоне повальной набожности, охватившей в эти дни телеканалы и как будто всю страну, слова Чубайса могли показаться многим зрителям чуть ли не святотатством. А на самом деле он всего лишь напомнил, что живем-то мы в светском государстве и свобода вероисповедания (как и свобода от вероисповедания) - личное и глубоко интимное дело каждого человека. И уж точно это не касается телевидения, хотя ему самому и не мешает время от времени подумать о Боге.

Комментарии
Прямой эфир