Арх-идеи с видом на будущее
На прошлой неделе в большом зале
"Академический" РАН состоялось вручение архитектурной премии "АрхиП",
номинантами которой стали проекты ведущих российских и зарубежных архитекторов.
Казалось бы, в период финансового кризиса, отрицательно сказавшегося на ведущих
отраслях мировой экономики и не обошедшего стороной рынки недвижимости, говорить
об изысках архитектуры не слишком уместно. Однако в истории зодчества существует
немало примеров, когда периоды кризисов становились для архитекторов временем
осмысления, рождавшим множество гениальных идей и создававшим почву для
претворения в жизнь неординарных замыслов.
Яркий пример - американский стиль streamline moderne, характеризующийся
аэродинамическими обтекаемыми формами. Его появление и развитие, как ни
парадоксально, во многом было связано с наступлением эпохи экономического упадка
1930-х годов и внутренней потребностью людей видеть в окружающей их обстановке
стремление к светлому и надежному будущему. Залы "Радио Сити Мьюзик Холл" и
знаменитый шпиль небоскреба "Крайслер" в Нью-Йорке, построенные в этом стиле,
сегодня стали визитной карточкой Америки и во многом законодателями стиля для
новых поколений будущих архитекторов. И в этом смысле архитектурные проекты,
представленные современными зодчими на конкурс премии "АрхиП", в которых
отразились тенденции конца "эпохи нулевых", обладают большим потенциалом с точки
зрения их вклада в формирование новых архитектурных направлений.
Среди лауреатов премии "АрхиП" этого года - проекты дизайна зданий, в
которых преобладают четкие линии, "стерильные" поверхности, лаконичные интерьеры
с минимумом декора и жесткая мебель строгих геометрических форм. Уже сегодня
можно говорить, что на смену экстравагантным архитектурным приемам, порой
граничащим с чудачеством, пришли более привычные минимализм и хай-тек,
дополненные новыми смысловыми оттенками. Рациональные планировки и
функциональные интерьеры - своеобразное зеркало эпохи глобального кризиса. Они
апеллируют к рассудку, настраивают на размышление, заставляют "думать", а не
"праздно наслаждаться". Архитектурные каламбуры и непрактичные излишества в духе
перевернутых домов, больше напоминающие рекламные трюки, в этом году оказались
вынесены за скобки. И хотя среди проектов, представленных на конкурс,
оригинальных было немало - например, проект этажа отеля Puerta America в
Мадриде (архитекторы - Эва Кастро, Улла Хелл и Холгер Кехне) из зеркальных
многоугольников в духе "Соляриса", проект частного отеля в Берлине Ларса
Строшена, в интерьере которого, как в "Алисе в Зазеркалье", все в буквальном
смысле "поставлено с ног на голову", - несмотря на свою неординарность, награды
не получили.
Следует отметить, что география проектов, получивших премию в этом году, была
достаточно широкой - от Скандинавии до Восточной Азии. Так, например, в
номинации "Здание, сооружение" награда досталась скандинавским архитекторам за
проект "Театр оперы и балета в городе Осло, Норвегия". Архитектура здания,
строго говоря, не отличается изысками и, во многом являясь характерной для
североевропейских стран, напоминает аналогичный проект Оперного театра в
Копенгагене, который был возведен еще 8 лет назад. Однако создатели проекта
действительно личности удивительные: они руководят международным архитектурным
бюро, "перу" которого принадлежат такие масштабные проекты, как Александрийская
библиотека в Египте и Культурный комплекс памяти 11 сентября на месте бывшего
Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В основу проекта интерьера клиники в
Берлине немецких архитекторов из компании Graft (лауреат в номинации
"Общественный интерьер. Новаторство") была положена идея создания единого
интегрированного пространства, основой которого в компании называют идею
"ботанического прививания": яркие природные цвета в сочетании с
функциональностью проектных решений.
Особенно приятно отметить, более трети лауреатов премии - российские
проекты. Причем интересно следующее: на фоне "стерильного" хай-тека в проектах
западных архитекторов его российский вариант - более "теплый", включающий
элементы эклектики, которая вносит в аскетичный интерьер праздничные ноты с
преобладанием оттенков, нивелирующих прямолинейность характера этого стиля. Для
интерьера проекта дома в Московской области, разработанного группой российских
архитекторов (Алексей Розенберг, Дмитрий Быков, Дмитрий Коршунов) и получившего
премию в номинации "Индивидуальный жилой дом" в разделе "Традиции", характерно
преобладание декора из дерева, создающего атмосферу домашнего уюта. Интересно
отметить, что один из авторов проекта "Московский офис", победившего в номинации
"Общественный интерьер" в разделе "Традиции", Татьяна Боронина - на протяжении
многих лет профессионально занимается реставрацией и реконструкцией, что нашло
отражение в дизайне интерьера проекта, где минимализм приобретает своеобразную
трактовку благодаря элементам мебели, стилизованным под барокко.
И если в этом проекте "переплелись" эпохи настоящего и прошлого, то наградой в номинации Present of Future (ее название переводится как
"Настоящее в будущем") одного из учредителей премии статусного архитектурного
журнала Domus был отмечен концепт-проект "Апельсин", созданный на стыке
настоящего и будущего - хай-тека и бионического направления. Журнал Domus, уже
80 лет исследуя тему архитектуры и дизайна в контексте искусства, технологии и
урбанизации, отражает меняющиеся во времени тренды, и проекты, отмеченные
вниманием его экспертов, во многом являются знаковыми для становления
архитектурных тенденций. В основу "Апельсина" была положена концептуальная идея
российской девелоперской компании "Интеко", плановой разработкой которой сейчас
занимается компания Foster+Partners под руководством знаменитого британца
Нормана Фостера. Привлекательной стороной проекта является не только
оригинальная форма - здание напоминает разрезанный на доли плод, причем каждая
из расположенных под наклоном долей является отдельным сегментом здания, - но
также "гибкость" концепт-идеи, которая оставляет широкое пространство для
возможности доработки проекта с учетом конкретных функциональных требований.
Яркость идеи данного проекта отметила и редактор русской версии журнала Domus
Анастасия Смолина, вручавшая премию. "Выбирая для награждения премией Present of
Future один из пока еще не реализованных проектов, мы обращаем внимание на
смелость и оригинальность архитектурного замысла. Идея, обращенная в будущее,
означает прогресс, поэтому творите смелее!" - подчеркнула она.
Смелость и оригинальность идей была присуща проектам, представленным не
только в ключевых номинациях премии, но и в рамках внеконкурсной студенческой
программы "Дом для звезды". Проводимый в рамках премии "АрхиП" ежегодно, данный
проект во многом становится настоящей "путевкой в жизнь" для талантливой
молодежи, выдвигая на архитектурную авансцену новые творческие силы. За время
своего существования конкурс приобрел статус международного, и теперь в нем
участвуют студенты лучших архитектурных учебных заведений России, Австрии,
Армении, Белоруссии, Болгарии, Германии, Италии, Испании, Латвии, Мексики и
многих других стран. Причем можно сказать, что на неординарные проекты авторов
вдохновили образы известных личностей. В этом году награды получили студенты
МАРХИ за проекты "Дом для Николая Валуева", "Дом для разработчика системы Google
Сергея Брина" и "Дом для Уго Чавеса".
Архитектурные направления "реагируют" на эпохи, в которые они появляются, подобно индикаторам. Если "сверить часы" с премией "АрхиП", то станет ясно, что даже в период спада на рынке недвижимости часы не остановились, а их стрелки начинают отсчет нового времени. И если раньше в представлениях о "хорошей архитектуре" безраздельно доминировали оригинальность архитектурной идеи и лоск, то в ближайшие несколько лет, как показала премия "АрхиП", ее будут определять функциональность и практичность.