Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Саакашвили отогнал 200 российских танков от Тбилиси?

Кинорежиссер с мировым именем Отар Иоселиани в интервью украинским СМИ вдруг заявил, что "никто и никогда не бомбил спящий Цхинвал! Это крутили постановочные кадры". А госминистр по реинтеграции Грузии Тимур Якобашвили и секретарь Совета по национальной безопасности Александр Ломая на слушаниях грузинской парламентской комиссии и вовсе заявили, что никакого штурма не было!
0
8 августа 2008 года. Жители Цхинвала прячутся от залпов грузинской артиллерии
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Кинорежиссер с мировым именем Отар Иоселиани в интервью украинским СМИ вдруг заявил, что "никто и никогда не бомбил спящий Цхинвал! Это крутили постановочные кадры". А госминистр по реинтеграции Грузии Тимур Якобашвили и секретарь Совета по национальной безопасности Александр Ломая на слушаниях грузинской парламентской комиссии и вовсе заявили, что никакого штурма не было! Был лишь приказ подавить огневые точки в городе, которые обстреливали грузинские села. Еще надо было остановить колонны российских танков, которые вошли в Южную Осетию через Рокский тоннель задолго до 8 августа.

Ну эти ладно, грузины. Против своих не пойдут. А вот бывший советник российского президента господин Илларионов вдруг сообщил газете "Монд", что накануне штурма Цхинвала (спасибо, что хоть сей факт Андрей Николаевич не отрицает), 7 августа, на территории Южной Осетии дислоцировалось около 20 тысяч российских солдат и 200 российских танков. И что Саакашвили, отдав приказ о штурме, сорвал коварные планы Москвы и спас Грузию от российской оккупации. Не знаю, что видно из окна квартиры господина Илларионова. Расскажу лишь то, что я видел и чувствовал сам в Цхинвале с 4 по 12 августа.

Война или переговоры?

Обстрелы города начались еще 2 августа. Огонь вели снайперы. Жертвами были не только бойцы югоосетинской армии и МВД, но и мирные жители. Шестеро были убиты. Тогда это казалось - о-го-го!

5 августа вместе с разведгруппой МВД Южной Осетии я побывал на окраине грузинского села Нули (в 20 километрах от Цхинвала). В бинокль было хорошо видно, как вопреки всем договоренностям укрепляются грузинские позиции. У подножья храма были вырыты окопы. Из "зеленки" торчало дуло танка Т-72. Именно отсюда утром 6 августа были зафиксированы обстрелы единственной дороги, ведущей в Джаву, а оттуда к Рокскому тоннелю. Зарская дорога - это как пуповина, перерезать ее могли в любой момент. Президент ЮО Эдуард Кокойты тогда заявил: если обстрелы продолжатся, то осетинская сторона даст симметричный ответ.

7-го напряжение спало: начались мирные переговоры. Я был уверен, что они затянутся на месяцы. Но вечером в номер влетел пресс-секретарь командующего капитан Иванов:

- Быстро по машинам и в штаб к миротворцам! Экстренное заявление командующего.

Стемнело. Оттого первый снаряд, который упал на Цхинвал, ослепил нас. Столб малинового огня поднялся из центра плаца миротворцев - по сути, территории России. По счастью, никто не пострадал. Командующий миротворцами генерал Марата Кулахметов докладывал по "вертушке" в Москву: "Это война!"

С крыши гостиницы было видно, как со стороны Грузии летят ракеты "Градов", как они падают на жилые кварталы. В 2 часа ночи загорелся Дом правительства. К утру от него останутся только стены.

Сдаемся? Выполняем инструкцию

Обстрел шел всю ночь. К рассвету в город стали входить грузинские подразделения. Пока я добирался до штаба миротворцев, видел, как на город заходили грузинские штурмовики и клали бомбы на жилые кварталы.

- А где же наши? - спрашивал я у офицеров.

- Колонна вышла из Владикавказа, - заверил дежурный.

В город вошли грузинские танки. Они стреляли как бы двойным выстрелом. Первый взрыв - снаряд вылетел из дула. И тут же второй - разрыв. Двор заполнился осетинскими ополченцами во главе с секретарем Совбеза ЮО генерал-лейтенантом Анатолием Баранкевичем. А офицеры-секретчики миротворцев развели в углу костер из документов. Меня попросили потрошить тяжелые папки с приказами - чтобы лучше горели. Я рвал списки части, путевые листы и еще какие-то жутко секретные бумаги. Связист заливал все это бензином из канистры. В огонь полетели мобильники и военные ноутбуки. А радиостанцию расколошматили кувалдой.

- Сдаемся?

- Выполняем инструкцию! - поправил меня капитан.

Через час Баранкевич вновь появился во дворе:

- Ребята, две новости: 58-я армия вошла в Южную Осетию. Грузины дрогнули и отступают! И еще, поздравьте меня, я подбил танк!

Ликование было преждевременным. Судя по всему, противник перехватил радиообмен 58-й армии и отступил сам, дабы избежать потерь. А танки на помощь все не шли.

"Погибаем, но не сдаемся"

9 августа по городу вновь заработали грузинские "Грады" и гаубицы. Весь двор был усыпан горячими осколками. А в пять вечера обстрел закончился, и вновь послышались пулеметные очереди и далекий гул моторов. К нам обратился с землистым лицом вице-премьер Южной Осетии Борис Чочиев:

- Делаю официальное заявление! Верхняя база миротворцев разбита и горит. Две трети Южной Осетии захвачены грузинскими войсками. В четырех кварталах отсюда грузины. Российской армии все нет. Мы погибаем, но не сдаемся.

Журналистские "Нивы" и "девятки" решили колонной прорываться из захваченного города. С собой взяли женщин и детей. Ехать по той самой дороге, где в засаду попали передовые части 58-й армии во главе с ее командующим? Это было так же рискованно, как и оставаться в штабе. Миротворцы готовились принять последний бой. С "калашами" против танков. Застрелиться - и то толком не получится...

Если бы ложь господина Илларионова была правдой! И нас тогда отбили бы все 20 тысяч российских солдат на 200 танках! Хватило бы и на порядок меньшего количества...

На закате наша колонна двинулась по Зарской дороге. Два раза нас обстреляли из минометов. Без жертв. И только в Джаве мы увидели наши первые танки.

"Дошли!"

Через сутки, передав материалы в газету, я вернулся в Цхинвал. Наша техника окружила город и подавляла огневые точки на высотках. А в городе весь день 11 августа шли уличные бои. Летали грузинские штурмовики. Следом - российские вертолеты. Эвакуация мирных жителей шла полным ходом.

И только вечером 11 августа по улицам Цхинвала прогрохотали первые российские танки. Только цветов на броню местные жители не бросали. Бутоны в садах просто сдуло взрывной волной. А наутро 12-го у стен разбитого Дома правительства солдаты фотографировались на память. Конечно, с Рейхстагом сравнивать эти руины невозможно, но мне так хотелось написать на серой стене белым мелом: "Дошли!"

Освободителям не в чем оправдываться. Живы спасенные ими люди, на которых бросил свои армады Саакашвили. И за это, надеюсь, ему придется ответить. Тогда-то и понадобятся адвокаты, которые уже заговорили.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир