Приднестровье: третий путь для третьей "непризнанной". Часть вторая
Окончание. Начало в "Известиях" от 9 сентября.
В 18 лет уже смело можно выходить замуж. А тем более такой красавице, как Приднестровская Молдавская Республика. Тут и полноводный Днестр с широкими кукурузными полями, и своя энергетика, и крупнейший в регионе металлургический комбинат со своей легкой и не очень промышленностью. "Невеста" вышла экономической статью ничуть не хуже какого-нибудь Лихтенштейна. Но уж больно засиделась на выданье, решая с какой страной ей связать свою судьбу.
Спорт без границ
Что делают спортсмены, когда их страну не пускают на Олимпиаду? Выступают самостоятельно под знаменем Международного олимпийского комитета. Шестеро приднестровских олимпийцев в Пекине пошли другим путем. В борьбе за золото они органично влились в команду... Молдавии. Никто их за это не осуждает. Всем известно, что спорт не имеет границ и что главное - не победа, а участие. Но сей факт на фоне призывов местных политиков о полном и безоговорочном международном признании Приднестровья меня насторожил.
Кто не любит футбол? Вот и в Приднестровской Молдавской Республике крупнейший монополист холдинг "Шериф" (о нем речь впереди) отгрохал самый современный и, не побоюсь этого слова, лучший стадион в Европе. Аж на три футбольных поля. С теннисными кортами и двумя бассейнами, один из которых на 50 метров. То, что стадион лучший, - не простые слова. Сюда приезжают на сборы даже английские клубы первого дивизиона. Да что там английские, когда я приехал на стадион, там тренировался московский "Локомотив". Газон помнит бутсы Титова и Павлюченко. А 6 сентября здесь проходил отборочный матч чемпионата мира. Сборная Молдавии продула сборной Латвии со счетом 1:2. Между прочим, сборная Молдавии на 80% состоит из приднестровских футболистов, поэтому поражение тяжело переживали все приднестровцы.
- Спортсмены футбольной команды "Шериф" проживают в гостинице прямо на стадионе и за его пределы не выходят. Карантин! Слишком дорого они обходятся хозяевам, чтобы еще болеть! - рассказал мне распорядитель стадиона.
Я почувствовал запах большого футбола. Так пахнут хрустящие купюры. Никакой самодеятельности! Мне удалось издалека увидеть маленькие фигурки в углу поля. Среди разминающихся были купленные игроки из Украины, Молдавии, России и даже знаменитый Раду из Румынии! Так как "Шериф" - единственная команда такого уровня в Приднестровье, то волей-неволей приходится участвовать в чемпионате Молдавии. 11 раз "Шериф" становился чемпионом соседней республики. И соответственно 11 раз играл в европейской Лиге чемпионов. Назвать эту команду непризнанной у меня язык не поворачивается.
- Ну а как же иначе? Спорт не имеет ни национальности, ни границ! - подытожил нашу встречу распорядитель.
Кругом один "Шериф"
В Приднестровье нет олигархов. И не только потому, что во всей республике не наскребут денег, сколько есть, например, у нашего Абрамовича. Валовой внутренний продукт здесь равен 808,4 миллиона долларов США. Просто в Приднестровье существует всего несколько прибыльных предприятий, руководство которых исправно платит налоги и, как это ни дико звучит, практически не ворует.
Когда я спрашивал у шофера, чьи это поля, текстильные фабрики, коньячные заводы, супермаркеты, банки, бензоколонки, телефонная связь, телевидение, издательство, розарий и даже питомник осетровых, то получал один ответ:
- Как чьи? "Шерифа", конечно!
И долго сомневался, словно король из сказки "Кот в сапогах".
Холдинг с названием, больше подходящим для мелкого провинциального охранного агентства, начинался с магазинчика в 15 квадратных метров на окраине Тирасполя. Если бы знали два милиционера-предпринимателя, что из этой затеи получится, то, конечно, придумали бы своему детищу более подходящее название. Теперь они депутаты Верховного Совета ПМР. Уважаемые люди. 22% приднестровского бюджета составляют налоги от деятельности холдинга. Это самый крупный налогоплательщик. "Шериф" не только кормит и поит все Приднестровье, но даже развлекает. Ярким культурным событием этого года стало выступление Димы Билана на бесплатном концерте в честь 15-летия "Шерифа".
Я зашел инкогнито в один из супермаркетов, который ничуть не отличался от любого московского сетевого. И первым делом увидел... "Боржоми"! Оказалось, прямые поставки из Грузии. На полках специи из Польши, колбаса с Украины, сыры из России, коньяки и вина свои, отечественные. Цены наши, московские...
- А как же продовольственная безопасность Приднестровья? - интересуюсь у замгендиректора "Шерифа" Илоны Тюряевой. - По моим данным, до 80% продуктов питания ваш холдинг ввозит из-за рубежа. И если, не дай бог, блокада, как это уже было в 2006-м, то наступит голод...
- Но мы сейчас активно стали развивать сельское хозяйство. Купили элеватор и хлебозавод. Надеюсь, ситуация скоро выпрямится, -ответила Илона Петровна.
- Ну а как "Шериф" относится к идее присоединения к Молдавии? Ведь мнение такого монополиста услышат и в Кишиневе, и в Тирасполе.
- Это политика, я ею не интересуюсь. Давайте я лучше вам про "Год вежливости" в наших магазинах расскажу...
Или туда, или оттуда
Знаменитая Магнитка была первенцем советской металлургии. А Молдавский металлургический завод (ММЗ) стал последней стройкой коммунизма. С 1985 года завод перенес несколько реконструкций, и сейчас это самый современный металлургический завод на всем постсоветском пространстве. Война пощадила Рыбницу, где стоит ММЗ. На заводе делали снаряды для фронта. Потом переплавляли подбитые бэтээры на проволоку, которая шла в США. Сейчас в Приднестровье, да и в Молдавии металлолома уже не осталось - все переплавили на экспорт. Завод покупает лом в Казахстане. А отправляет продукцию в Европу, Африку и на Ближний Восток. Россия покупает высоколегированную проволоку для сварки труб газопровода "Северный поток". Среди акционеров ММЗ один очень влиятельный российский металлургический король. Деньги считать он умеет, поэтому никакой черной бухгалтерии. Я это все рассказываю, чтобы вы поняли, что завод - лакомый кусок, от которого Молдавия так просто не откажется.
- Печь у нас одна, - не без гордости рассказывает замгендиректора ММЗ Левон Варданян. - Но варим мы миллион тонн стали в год. Рабочие у нас неплохо получают. Долларов по 700. При средней зарплате в 200. А иначе нельзя - кадры на Украину сбегут. Мы еще пенсию корпоративную приплачиваем. Отправляем рабочих с семьями в Крым...
- Левон Агасиевич, а вы, как представитель тяжелой республикообразующей промышленности, за вхождение Приднестровья в Молдавию или за независимость ПМР?
- Честно? Меня устроит любой вариант, только не тот, который мы с вами сейчас наблюдаем. Неопределенность способна погубить любой бизнес. А наш - тем более. Объявит Россия о признании Приднестровья, Украина и Молдавия наверняка закроют границы для нашей продукции, как это было в 2006 году. Тогда мы два месяца работали на склад. Потом остановились. Еще бы месяц простоя - и завод встал бы окончательно. Вот бы нас Украина признала! Но это мечты. А насчет вхождения в Молдавию, так мы и так уж в нее вошли. Зарегистрировались как молдавское предприятие. А иначе экспорт невозможен. Платим налоги и Кишиневу, и Тирасполю. Это разорительно, а что делать? Без регистрации в Кишиневе мы даже смехотворный кредит ни в одном из банков не получим. С нами никто торговать не будет! Доходит до того, что мы покупаем хлор для приднестровских водопроводов. Сами они не могут этого сделать. Пусть это звучит непатриотично, но так скажу: нам надо или туда, или оттуда. Но скорее!
На прощание Левон Агасиевич подарил мне бутылку коньяка.
- Это наш, настоящий, приднестров-ский!
Я прочел на бутылке: "Изготовлено в Республике Молдова, Приднестровье". Компромиссная запятая - все, что осталось от независимости приднестровских мастеров купажа.
Голосуй паспортом
Передо мной стояли три стола. За одним сидел приднестровский милиционер, за другим - молдавский полицейский. Третий стол украшал своей голубой каской российский миротворец.
- Вы к кому? - сразу повернулись ко мне три головы.
Просто в Бендерах из экономии места все три правоохранительных органа посадили в один коридор. Российские миротворцы исправно несут свою службу вот уже 15 лет. Пока, слава богу, без потерь. Приднестровского милиционера можно встретить на каждом углу. А вот молдавских полицейских, которые несут службу в приднестровских Бендерах по особым соглашениям, обвиняют в похищении людей.
- К господину комиссару полиции! - я сделал свой выбор.
Все трое записали мою фамилию в журнал наблюдений, и меня проводили в кабинет с деревянным молдавским гербом и портретом президента Воронина на стене. Меня встретил сам комиссар полиции муниципии Бендер колонел (полковник) Валерий Николаевич Прудников.
- Говорят, вы людей похищаете?
- Брешут! - расстроился комиссар. - Мы проводим оперативно-розыскные мероприятия, арестовываем подозреваемых. Вот недавно одного гагауза прихватили за наркоту. Он давно в молдавском розыске. Отвезли, конечно, в Кишинев. А тут шум подняли...
- А как вам здесь, в Приднестровье, служится?
- Есть проблемы. Местные милиционеры не делятся с нами оперативной обстановкой. Как будто нас нет. Но мы-то службу несем. И от этого факта отмахнуться нельзя.
И еще я узнал от колонела, что количество граждан Молдавии в самом Приднестровье растет день ото дня. И дело здесь не в отсутствии у приднестровцев патриотизма, а в сложности процедуры получения российского гражданства. Российский паспорт надо ждать около года! Да еще на все справки и пошлины 100 долларов уйдет. А молдавский можно получить на следующий день и абсолютно бесплатно. Так какое гражданство выбирают, если надо срочно ехать, например, в Италию, на заработки, собирать апельсины? Вот нашелся еще один ручеек, который точит постамент приднестровской независимости. Если к 30-й годовщине ПМР в республике будут жить одни граждане Молдавии, то вопрос о присоединении отпадет сам собой.
Уезжая из этой гостеприимной, но непризнанной республики, я подумал: так ли уж нужна простым приднестровцам независимость, если они сами выбирают себе из-за удобства молдавское или украинское гражданство? Ну а с трибун вещают политики. У них своя жизнь. Только б не было войны...
