Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
В ЛНР указали на участившиеся случаи применения ВСУ химснарядов в Донбассе
Интернет и технологии
В Кремле заявили о принимаемых РКН мерах по блокированию VPN-сервисов
Экономика
Минпромторг сообщил о продаже российского бизнеса Hugo Boss компании «Стокманн»
Мир
В ОДКБ заявили о размещении Западом разведывательной инфраструктуры в посольствах
Мир
В Харькове сообщили о лишении города собственной генерации электричества
Мир
Экс-сотрудник разведки допустил, что выделенная США помощь может не дойти до Киева
Общество
Глава Смоленской области заявил о локализации огня на объектах ТЭКа
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Мир
На Украине начали выносить приговоры бойцам за отказ выполнять приказы в Крынках
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Историческая застройка столицы ждет заступников

На прошлой неделе глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин объявил о сносе здания ЦДХ на Крымском Валу. "Здание не соответствует современности", - аргументировал он. Но если подходить к старой московской застройке только с такой меркой, то скоро в столице от исторических зданий не останется и следа
0
Чем именно заменят здание ЦДХ — еще не определено, ведь конкурс на застройку площадки пока не объявлен (фото: Глеб Щелкунов, "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На прошлой неделе глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин объявил о сносе здания ЦДХ на Крымском Валу. "Здание не соответствует современности", - аргументировал он. Но если подходить к старой московской застройке только с такой меркой, то скоро в столице от исторических зданий не останется и следа.

Важно, чтобы новый проект, который призван заменить ЦДХ, не повторил печальную историю реконструкции гостиницы "Россия" и чтобы вместо обещанного архитектурного творения москвичи не получили очередной котлован, который будет "радовать" их глаз на протяжении многих лет.

Что вырастет на месте "чемодана"?

На прошлой неделе столичные чиновники заговорили о том, что здание Центрального дома художника (ЦДХ), построенное в 70-е гг. прошлого века, устарело. Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин, который, по его собственным словам, участвовал в строительстве ЦДХ, назвал его не только "не современным", но к тому же, мягко говоря, "не самым лучшим зданием в Москве".

Здание ЦДХ, которое за простоту форм и незатейливый вид уже давно прозвали "чемоданом без ручки", сегодня единодушно признают градостроительной неудачей. Призывы сохранить его как памятник советской архитектуры 60-х годов, по мнению властей, звучат как-то неубедительно - слишком уж громоздким выглядит этот памятник промышленного вида.

По мнению специалистов, здание имеет ряд недочетов с точки зрения функциональности, и семь лет назад его уже планировали перестроить, даже проводился городской конкурс на лучший проект, но дальше дело так и не пошло. И вот в конце августа московские власти подтвердили, что решение о сносе "чемодана" принято окончательно.

Чем же на самом деле было продиктовано решение столичных властей снести здание Центрального дома художника и Третьяковской галереи на Крымском Валу? Вряд ли стремлением избавить город от морально устаревшего здания. Что именно должно будет вырасти на месте ЦДХ - пока не определено, ведь конкурс на застройку площадки ЦДХ пока не объявлен. Но уже сегодня можно предположить, что новое здание будет предусматривать отнюдь не художественную "начинку": шикарные офисы, элитные апартаменты, дорогие рестораны и пр. Власти столицы, конечно, обещают выделить художникам часть площадей в новом здании. Но обещания вполне могут так и остаться обещаниями, ведь позже столичные власти наверняка найдут немало аргументов для окончательного переселения художников и галереи куда-нибудь за пределы Третьего транспортного кольца.

Впрочем, со стопроцентной гарантией сказать, что внешний вид здания, построенного на месте ЦДХ, будет современным, сегодня не может никто, ведь практика показывает, что архитектурные достоинства будущего здания для инвесторов важны несравнимо меньше, чем отдача от вложенных в проект денег. Яркое свидетельство тому - навсегда утраченный Манеж, который лишь на первый взгляд остался прежним, а на самом деле довольно сильно трансформировался, что сразу бросается в глаза специалистам. Это и "Военторг" - то чудовище, что выросло на его месте, еще долго будет пугать москвичей и гостей столицы. Это гостиница "Москва", которая была ценна не столько внешним обликом, который, кстати, очень сильно отличается от оригинала, сколько своими знаменитыми интерьерами, и эти интерьеры безвозвратно утрачены. Наконец, недавний и вызывающий чувство безысходности пример - гостиница "Советская".

Напомним, что отель "Советский" был куплен ООО "Советский Лимитед", структурой, подконтрольной Шалве Чигиринскому, на аукционе 19 июня 2007 года за 63 миллиона долларов. Этому же бизнесмену принадлежит соседняя площадка, на которой планируется построить гостиничный комплекс. После завершения строительства обновленный отель "Советский" может располагать более чем 700 номерами. Это говорит о росте номерной емкости приблизительно в 7 раз. Представить себе такие изменения без капитальной реконструкции невозможно. Как же в таком случае будет сохранен исторический облик?

Этот вопрос мы задали руководителю комитета по культурному наследию Москвы Валерию Шевчуку. "Насколько мне известно, это памятник истории культуры, по-моему, даже это памятник регионального значения. Я знаю, что в прошлом году мы очень жестко потребовали от пользователя этого памятника оформить охранное обязательство, и в любом случае действия по этому объекту культурного наследия должны быть в соответствии с тем порядком, который существует на территории Российской Федерации, - ответил чиновник. - Необходимо тщательно провести историко-культурные исследования, определить предмет охраны, те особенности, которые делают его памятником. И дальше в рамках этих определений должен быть разработан проект реставрации и восстановления".

Должны-то должны. Но как будет развиваться ситуация на самом деле, никто не знает. Известно одно: ни один бизнесмен не заинтересован в том, чтобы деньги, вложенные в объект, а это, напомним, 63 миллиона долларов, лежали без движения, дожидаясь, пока будут проведены историко-культурные исследования и разработан проект реставрации. Деньги должны работать. А все, что сегодня грозит за нанесение ущерба памятнику культурного наследия, - штраф. Как объяснил нам Валерий Шевчук, Административный кодекс предусматривает штраф в размере 10-30 тысяч рублей, и Москомнаследие имеет право привлечь нарушителя к ответственности только раз в два года. "Но это смешно, когда мы понимаем, какими деньгами оперируют на рынке недвижимости, - отметил он. - Поэтому правительство Москвы пошло на революционный шаг, и власти приняли решение об увеличении суммы штрафов, теперь они составляют от 500 тысяч до миллиона рублей".

Но и эти деньги по сравнению с ожидаемым от реализации любого проекта Чигиринского доходом - сущие копейки. Есть, правда, в Уголовном кодексе статья 243 "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры". В соответствии с этой статьей "уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, совершенное в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет". Однако, как сетует Шевчук, эта статья плохо работает на практике. "Чтобы возбудить уголовное дело и привлечь инвестора к ответственности, нужно определить размер ущерба. Мы с такой ситуацией постоянно сталкиваемся. Но чтобы оценить ущерб, нужно иметь порядок определения ущерба, методические рекомендации. Таких методических рекомендаций от Министерства культуры нет". А на нет, как говорится, и суда нет.

Искать виноватых в том, что разрушаются памятники, - дело неблагодарное. Конечно, хочется во всем обвинить власти, которые не усмотрели, и бизнес, которому наплевать на все, кроме денег. Но круг виновных намного шире. "Огромная трагедия в том, что случилось с Манежем, с "Военторгом", с гостиницей "Москва", с Гостиным Двором. И виноваты в этом не только власть и бизнес. Общество виновато не меньше, - говорит активист движения "Москва, которой нет" Дмитрий Иванов. - Пока общество не поймет, что по-настоящему великой нации не может быть без истории, которая может быть только подлинной, потому что не подлинная история это не история, а идеология, - памятники будут разрушаться".

Секретные материалы

Когда речь заходит о проектах, связанных с именем Шалвы Чигиринского, оказывается, что толком никто ничего не знает. Не знают чиновники, не знает общественность, не знают москвичи, и молчат средства массовой информации. Что, например, происходит за рекламными щитами, окружающими то, что осталось от гостиницы "Россия"?

Прошло уже четыре года со скандального конкурса по выбору компании для реализации инвестиционного проекта реконструкции гостиницы "Россия". По итогам конкурса право на реализацию проекта досталось компании старого друга московского мэра Шалвы Чигиринского "СТ Девелопмент", чей проект на фоне других, мягко говоря, не блистал. В то время как рыночная стоимость зданий гостиницы "Россия" оценивалась примерно в $600 млн, для равноценного возмещения городу этой суммы инвестиции в новый проект с учетом различия в размере площадей должны были составить не менее $1,2 млрд. При этом инвестиционное предложение Чигиринского составило $830 млн и тем не менее было принято. Однако два главных претендента на реализацию проекта - российская компания "Монаб" и австрийская Strabag - подали иск по поводу признания результатов сделки недействительными. В январе 2007 года Высший арбитражный суд удовлетворил этот иск, признав, что компания "СТ Девелопмент" участвовала в совещании по поводу реконструкции гостиницы еще до проведения конкурса. Тем не менее столичный мэр оставил решение суда без внимания и разрешил Чигиринскому продолжить снос "России", поскольку "строительство гостиницы необходимо городу". Однако, по данным тех, кто имеет возможность заглянуть за окружающие "Россию" рекламные щиты, с тех пор как был одобрен проект строительства офисно-гостиничного центра от Фостера, на стройплощадке ничего не происходит. Документы по-прежнему лежат в мастерской N 7 ГУП "Моспроект-2", которая изначально разрабатывала проект реконструкции отеля. Дело в том, что территория разобранной гостиницы "Россия" нужна не только городу. В администрации президента рассматривается совсем другой проект, в соответствии с которым на месте "России" может разместиться Государственная дума и Президентский центр с Президентской библиотекой, который должен быть включен в главный политический силуэт страны. Ведь на земле рядом с Кремлем, на набережной главной столичной реки испокон веков осуществлялись проекты только государственного значения. Так что дальнейшая судьба этой территории опять под вопросом. Единственное, что можно предположить с большой долей вероятности, что в этом историческом месте новое творение Фостера не появится. А господину Чигиринскому придется умерить аппетиты.

Народ безмолвствует

Если проект, зреющий в президентской администрации, будет реализован, то Зарядье может вздохнуть с облегчением: модной поделки Фостера на берегу Москвы-реки не будет. Ну никак не ассоциируются творения гениального иностранца с российской государственностью. Но другие-то уголки исторического центра все равно ведь останутся в зоне риска. Потому что защищать культурное и историческое наследие Москвы, несмотря на наличие профильного ведомства, по большому счету некому. Глас народа власти слышать не хотят, да и сам народ если не безмолвствует, то говорит шепотом. А ведь именно общественность могла бы предотвратить разрушение исторических зданий.

"В некоторых странах именно общественные организации осуществляют все основные мероприятия по охране и использованию объектов культурного наследия. Возьмем, например, Англию. Там государственный орган охраны памятников занимается исключительно историко-художественным имуществом "британской короны", то есть владением королевской семьи. Все остальное огромное историко-культурное наследие Англии охраняется, реставрируется и управляется трудами негосударственных организаций. Так устроено, конечно, не везде. Но в целом общественные организации играют весьма существенную роль, - говорит Дмитрий Иванов. - В советской России созданное в 1966 г. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры поначалу играло очень заметную роль в деле охраны памятников, ему были даны довольно широкие возможности - в частности, оно занималось организацией и даже проведением охранно-реставрационных работ по гибнущим памятникам, к его мнению прислушивались власти. Но сейчас, увы, ВООПИК превратилось в декорацию, за которой практически ничего нет. В посткоммунистическое время возникло довольно много общественных организаций, ставящих одной из своих целей охрану и пропаганду наследия, но силы их разрознены, возможности невелики, и все что они могут - пытаться протестовать. Но если на одной чаше весов слабые протесты разрозненных общественных организаций, а на другой - реальные возможности и большие деньги, понятно, за кем будет перевес".

Комментарии
Прямой эфир