Генерал тыла
25 августа исполняется 55 лет Леониду Верещагину - генеральному директору "Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова", дважды лауреату Государственной премии РФ в области литературы и искусства за работу на картинах "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник".
Пару месяцев назад "Известия" опубликовали интервью с Верещагиным - по случаю открытия очередного ММКФ, где Леонид Эмильевич теперь генеральный продюсер. Но вообще-то получить журналистский "доступ" к Верещагину почти невозможно. Он умеет так любезно, так обворожительно неделями тянуть время в поисках якобы удобного момента, что потенциальные интервьюеры, назвав про себя успешного менеджера "великим немым", сами сходят с этого марафона.
Верещагин подчеркнуто скромно держится в тени своего патрона - главы "ТРИТЭ". Иногда, правда, его голос удается услышать на "круглых столах" или в профессиональных дискуссиях. Особенно интересно слушать, когда речь идет об интеграции нашего кинематографа в мировую систему киноиндустрии. Ведь сам Верещагин работал с Warner Brothers ("Полицейская академия-7. Миссия в Москву"), НВО (фильм "Сталин" Ивана Пассера), Paramount Pictures ("Святой", режиссер Филипп Нойс), Intermedia ("К 19", режиссер Кэтрин Бигелоу), Universal ("Превосходство Борна", режиссер Пол Гринграс). В 1999 году голливудские партнеры из Motion Picture Association оценили профессионализм Леонида Эмильевича специальной премией "За выдающиеся достижения в развитии кинопроизводства в России".
Особую радость, конечно, приносят фильмы, сделанные вместе с Михалковым. "Урга - территория любви" получила "Золотого льва" Международного кинофестиваля в Венеции, премию Европейской киноакадемии - "Феликс" и была номинирована на "Оскар" (1993). Особый триумф связан с "Утомленными солнцем" - в 1994-м фильм стал лауреатом "Оскара". Последняя совместная работа - фильм "12" - опять-таки попал в пятерку "оскаровских" номинантов и в прошлом году получил в Венеции специального "Золотого льва"...
Верещагин способен решать продюсерские задачи любой сложности. В "Статском советнике" съемки, например, велись в Георгиевском зале Кремля. Параллельно сотням согласований шились, чтобы не поцарапать драгоценный паркет, сотни войлочных тапочек для съемочной группы. В кинопроцессе не бывает мелочей, убежден Верещагин.
Сегодня перед ним стоит колоссальная производственная задача. Организация съемочного процесса "Утомленных солнцем-2" сродни жизнеобеспечению небольшого города. Можно почувствовать себя настоящим генералом тыла...
Леонид Верещагин в 1975 году окончил Московский электротехнический институт связи. В 1982-м молодой ученый решил резко поменять судьбу. Школу кино проходил на "Мосфильме", на съемочных площадках Эльдара Рязанова. С Эльдаром Александровичем были сняты "Вокзал для двоих", "Жестокий романс", "Забытая мелодия для флейты", "Дорогая Елена Сергеевна". Во время съемок и состоялось знакомство с Никитой Михалковым.
А в 1988 году началась новая жизнь. Михалков и Верещагин определили свою дорогу как Творчество - Товарищество - Труд. Три составляющие счастья в любой работе.