Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Генеральный директор "Совэкспортфильма" Григорий Геворкян: "Замминистра информации Индии рассказывал, как смотрел в детстве "Экипаж" и "Табор уходит в небо"

Процесс приватизации в отечественной киноотрасли коснулся не только Киностудии им. Горького или "Ленфильма". Неясна дальнейшая судьба "Совэкспортфильма". Над кинокомпанией, которая могла бы стать мощной структурой по продвижению российского кино во всем мире, нависла угроза распродажи
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Процесс приватизации в отечественной киноотрасли коснулся не только Киностудии им. Горького или "Ленфильма". Неясна дальнейшая судьба "Совэкспортфильма". Над кинокомпанией, которая могла бы стать мощной структурой по продвижению российского кино во всем мире, нависла угроза распродажи. Распоряжением правительства "Совэкспортфильм" включен в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы. Генеральный директор компании Григорий Геворкян сказал обозревателю "Известий" , что не теряет надежды на победу здравого смысла.

вопрос: Почему вы не стали менять название "Совэкспортфильм", хотя во времена перестройки все старались избавиться от любого напоминания о советском прошлом?

ответ: Были попытки называться "Росэкспортфильмом", но этого хватило всего на пару месяцев, и мы вернулись к прежнему названию. Стратегически неправильно терять известный в мире с 1945 года бренд. Мы ведь были включены в базы данных во всех кинокомпаниях мира. Новое название оказалось неудобным для наших партнеров, нам все равно приходилось писать пояснение, что мы, мол, те, которых вы знаете. А сейчас все уже забыли, что такое "сов"...

в: У компании был не только авторитет, но и много недвижимости по всему миру. Что с ней стало?

о: Мы ее передали Госзагрансобственности Управления делами президента, а в этом году ею стало управлять Росимущество. Жизнь изменилась, и теперь у нас уже нет представителей за рубежом.

в: Чем же сейчас занимается "Совэкспортфильм"?

о: В этом году при поддержке Министерства культуры мы организовали стенды "Кино России" в рамках кинорынков Берлинского и Каннского фестивалей, организовали работу первого Российского павильона в Канне, провели фестивали нашего кино в Австрии, Словакии, Чехии. В Братиславе членам нашей делегации пришлось выходить из зала, чтобы освободить места для зрителей... До нового года проведем еще фестивали в Германии, Египте, Сирии, Кувейте, Иордании. В ноябре-декабре наше кино будут смотреть в Индии. Совместно с МИД, Минкультом и Русской православной церковью планируем фестивали в четырех странах Латинской Америки. В программе - "Остров", "Звезда", "Возвращение", "Прогулка", трилогия полнометражных анимационных фильмов студии Сергея Сельянова про наших богатырей. Стартует фестиваль 17 октября на Кубе. Ближайшее наше мероприятие пройдет в сентябре в Лондоне, и принимающая сторона попросила в дополнении к киносеансам организовать пару "круглых столов", чтобы английские и российские кинематографисты могли пообщаться между собой.

в: Страны влияют на отбор фильмов?

о: Конечно, мы учитываем специфику, обычаи. Но, например, на Ближнем Востоке, где цензоры заранее смотрят всю программу, ни разу ни один фильм не был отвергнут.

в: Судя по названию, в советские времена вы не только фестивалями занимались.

о: Могу привести пример из своего опыта в Индии, где проработал шесть лет. Советский Союз в лице "Совэкспортфильма" имел в стране 60 арендованных на долгосрочной основе кинотеатров - это была договоренность на самом высоком уровне во время визита в Индию Леонида Брежнева. Посол Юлий Воронцов - потрясающей эрудиции и таланта человек - готовил к визиту предложения по укреплению межгосударственных связей, в том числе и в области кино. Иного способа вклиниться в насыщенный местный прокат не было. Индия производила до 1500 фильмов в год, им самим было тесно. И тогда было принято решение оплатить аренду кинотеатров для показа советских картин от 6 до 24 недель в год. На этот период "Совэкспортфильм" становился хозяином кинотеатра, составлял репертуар, размещал рекламу. И на продаже билетов мы зарабатывали больше двух миллионов долларов в год. В прошлом году на фестивале российского кино в Индии ко мне подошел заместитель министра информации и рассказал, как он, будучи мальчиком, ждал, когда на кинотеатре его города близ Калькутты появится баннер "Совэкспортфильм" представляет". И стал перечислять, что смотрел: "Экипаж", "Табор уходит в небо", "Мимино", фильмы Гайдая... Вернувшись в Москву, я отправил ему DVD с фильмами его юности. "Совэкспортфильм" имел свой кинотеатр "Космос" на Елисейских Полях в Париже, в центре Хельсинки и в Каире.

в: Такое возможно только при участии государства.

о: Система была отлажена до мелочей. Раньше мы не только показывали, но и продавали советские фильмы, а также покупали кино соцстран. Решения о цифрах ежегодно принимались на уровне ЦК КПСС. Каждая страна имела свою квоту. Мы знали, что в год купим в ГДР столько-то картин, а в Польше столько-то. В свою очередь представители всех соцстран также имели определенную квоту на советское кино. Четыре раза в год закупщики смотрели фильмы и выбирали. А выбор был - в СССР снималось до 150 фильмов в год. Можно и в наше время что-то вернуть из прошлого опыта.

в: Не боитесь услышать, что это советский реванш - ведь в те времена без участия государства ничего не делалось?

о: А пусть критикующие изучат, как обстоят дела в других странах, и иллюзии, что везде только частная инициатива, частный бизнес, отпадут сами. Мы направили в Министерство культуры предложение использовать наш наработанный десятилетиями опыт и на нашей же базе создать структуру наподобие "Юнифранс". То, что мир знает о французской кинематографии как явлении, - результат работы именно этой организации. На январские семинары в Париж за счет "Юнифранс" приглашаются десятки журналистов со всей Европы. И потом весь год идет отдача - фильмы во время выхода в прокат получают поддержку в прессе этих стран. Французская сторона еще оплачивает тиражи и рекламу своим кинематографистам, визиты делегации на премьерный показ. "Юнифранс" работает со своими, а на деле получается, что распространяет авторитет Франции во всем мире. Уверен, что внутри Франции между компаниями, студиями, дистрибьюторами существует конкуренция, но за пределами страны они все, объединенные "Юнифранс", выступают вместе - как единая французская кинематография. Наши кинематографисты уже приходят к этому пониманию, но объединяющей государственной структуры у нас нет. "Совэкспортфильм" мог бы выполнять эту функцию.

в: Почему же этого не сделали раньше?

о: Лишь в начале 2000-х наш кинематограф стал выходить из затяжного кризиса. Строительство кинотеатров только начиналось, фильмов снималось мало. Еще 3-4 года назад мы программу составляли с трудом. В прошлом и нынешнем году уже составляем 5-6 полноценных и разных программ. Уже есть с чем предстать перед миром. Но нужна государственная воля в признании, что наша деятельность полезна стране. А сейчас государство, выделяя средства на создание фильмов, совершенно не интересуется их дальнейшей судьбой.

в: "Совэкспортфильм" включен в программу по акционированию и приватизации, так что государство знает о вас...

о: Это лишь означает, что наша работа может быть остановлена в любой момент. "Росимущество", которому принадлежат акции нашей компании, решило выставить нас на торги. И скажите мне, кто купит "Совэкспортфильм", чтобы продолжить наши дела? Например, мы еще издаем подарочные DVD-сборники российских военных фильмов, экранизаций сказок и классики с субтитрами на 11 языках. А в планах - лучшие 100 фильмов всех республик СССР. Какому покупателю недвижимости это надо?

100% наших акций принадлежит государству. В эти акции входит и недвижимость, где мы работаем. Это легко понять на примере "Мосфильма". Вспомните, как отбивался Карен Шахназаров от приватизации, прекрасно понимая, что продажа акций означает конец работы студии. Но "Мосфильм" отбился, а мы с небольшим лакомым куском - особнячком в центре Москвы - отбиться не можем. Вот так и получается по юридическим документам, что, продавая недвижимость, "Росимущество" продает компанию целиком. А покупатель приобретет квадратные метры, чтобы заниматься своим бизнесом - строительством торгового центра, или гостиницы, или жилого дома. "Росимущество" планирует получить от сделки около 8 миллионов долларов.

в: Но ведь ваша деятельность стоит больше восьми миллионов.

о: Материи, которые нельзя измерить деньгами, чиновников не волнуют. Если потом придет осознание, что структура, подобная "Совэкспортфильму", нужна стране, то на воссоздание придется затратить гораздо больше.

Справка "Известий"

Григорий Керопович Геворкян в 1973 году окончил экономический факультет ВГИКа. После службы в армии пришел в "Совэкспортфильм". Работал бухгалтером, экономистом, старшим редактором, начальником отдела, коммерческим директором, заместителем гендиректора. С 1995 года занимает пост генерального директора компании. С 1980 по 1984 год был представителем "Совэкспортфильма" в Йемене, в 1986-1992 годах - генеральным представителем в Индии. Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир