"Газпром" в Европе": второе пришествие


Вперед, в Европу! - проголосовали акционеры "Газпрома" на очередном собрании акционеров в пятницу. Новый глава совета директоров, первый вице-премьер Виктор Зубков, избранный вместо Дмитрия Медведева, заверил, что стратегия концерна по ориентации на европейские рынки меняться не будет. А председатель правления компании Алексей Миллер объявил о масштабном проекте строительства газовых АЗС по всей Европе.
Избрание Виктора Зубкова председателем совета директоров "Газпрома" было делом, казалось бы, решенным, но от этого менее важным оно не становится. Зубков не имеет прямого отношения к "Газпрому", поскольку курирует в правительстве в основном сельское хозяйство и рыбную отрасль, но в этом и его плюс. Человек со стороны, как правило, замечает намного больше, чем специалист с замыленным взглядом. Опять же Зубкова сложно причислить к той или иной властной группировке. Среди других новичков в совете директоров - только глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, она заменила покинувшего правительство Германа Грефа.
- "Газпром" - это рыночная структура, которая должна работать по законам рынка, быть конкурентоспособной, приносить прибыль акционерам, среди которых не только государство, но и множество миноритарных акционеров, - заявил во время своей первой приветственной речи Виктор Зубков, добавив, что стратегия компании - ориентация на европейские рынки - пересматриваться не будет.
И чтобы слово не расходилось с делом, председатель правления компании Алексей Миллер предложил интересный проект. По словам Миллера, между "Газпромом" и европейскими партнерами ведутся переговоры о создании в Европе сети газовых АЗС.
- Цена использования натурального газа в обычном автомобиле в Германии в 1,7 раза меньше, чем использования бензина. На данный момент не существует альтернатив гидрокарбонатному топливу. Попытки использовать биотопливо привели к всемирному продовольственному кризису, - пояснил Миллер.
Действительно, в пересчете на литры сжиженный газ для кошелька оказывается почти вдвое дешевле традиционного бензина, а сроки окупаемости газовой АЗС не превышают 1 года. Правда, чтобы пересесть с бензина на газ, нужно переоборудовать двигатель. Модернизация обойдется в зависимости от выбора производителя в 10-28 тысяч рублей. В настоящее время все газовые АЗС в России продают около 300 млн кубометров газа, и с учетом нового строительства таких заправок к 2015 году продажи могут возрасти до 0,5-0,8 млрд кубометров. Конечно, это мизерная доля по сравнению с 163 млрд кубометров газа, которые ежегодно поставляет "Газпром" в Европу для обычного сжигания на предприятиях и в жилых домах. Тем не менее проект газовых АЗС логично укладывается в стратегию концерна выйти на конечного европейского потребителя.
Рынок умеренно-позитивно отреагировал на высказывания акционеров "Газпрома" - в пятницу на РТС акции концерна подорожали на 1,04%. Куда больше инвесторов порадовала новость о том, что "Газпром" выкупит у итальянской Eni 20% в "Газпромнефти". Акции нефтяной "дочки" тут же взлетели на ММВБ на 3,4%.
Порадовали инвесторов и амбициозные планы концерна стать мировым лидером.
- "Газпром" - компания с достаточно амбициозными целями. В течение 7-10 лет она станет компанией N 1 в мире по уровню капитализации, - сказал Алексей Миллер, добавив, что к этому времени "Газпром" будет одной из самых влиятельных энергетических компаний мира.