Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Школы деньгами не испортишь

Второй год подряд лучшие российские школы получают по миллиону рублей, а самые замечательные учителя - гранты по 100 тысяч рублей из федеральной казны. Этот "золотой дождь" вызван воплощением в жизнь национального проекта "Образование". Недавно депутаты Мосгордумы обсуждали, насколько правильно распределяются эти деньги в Москве и идут ли они впрок столичной школьной системе
0
Изучение скелета голубя во время урока биологии (фото: Максим Малиновский)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Второй год подряд лучшие российские школы получают по миллиону рублей, а самые замечательные учителя - гранты по 100 тысяч рублей из федеральной казны. Этот "золотой дождь" вызван воплощением в жизнь национального проекта "Образование". Недавно депутаты Мосгордумы обсуждали, насколько правильно распределяются эти деньги в Москве и идут ли они впрок столичной школьной системе.

В нынешнем году в конкурсе на получение федеральных грантов участвовали 188 столичных школ - победителями стали 118. Помимо "национального" миллиона они получили также солидную прибавку из городского бюджета. В соревновании лучших педагогов приняли участие 677 учителей - 394 из них были сочтены достойными денежного поощрения. Экспертизу педагогических работ, заявленных на конкурс, проводили представители 14 профессионально-общественных и гражданских организаций, работающих в сфере образования.

Впрочем, при этом, как при любой раздаче более-менее весомых "слонов", не обошлось без обид и подозрений в нечестной игре. Именно поэтому разбору жалоб недовольных результатами конкурсного отбора была посвящена солидная часть последнего заседания комиссии Мосгордумы по науке и образованию. Представлявший родительский комитет одной из столичных школ москвич Петр Добров настаивал в своем выступлении на том, что педагог их школы была несправедливо обойдена одобрительным вниманием экспертов, хотя, по мнению родителей, вполне достойна федерального гранта. Это произошло, по его словам, из-за не слишком прозрачного и внятного порядка подведения итогов. При этом возникшая проблема имеет системный характер - у экспертов не было четких критериев оценки педагогических работ, отсюда и субъективность.

- Эксперты руководствовались критериями, содержащимися в национальном проекте, - объяснила "Москве" депутат Мосгордумы от "Единой России" Татьяна Потяева, член конкурсной комиссии национального проекта "Образование". - Они действительно прописаны не очень конкретно. Например, зафиксирована необходимость для учителя проходить курсы повышения квалификации, но не написано, в каком именно объеме. Так, педагог, чья заявка вызвала споры, действительно обучалась на курсах в объеме 72 часов - но некоторые ее соперники повышали квалификацию в течение 300, 400 часов... Есть и другие примеры размытости критериев - конечно, их надо сформулировать гораздо четче. Мы направим наши предложения в департамент образования, чтобы он мог инициировать изменения в условиях конкурса. Надеемся, что наши федеральные коллеги их учтут - тем более что у родителей есть претензии.

Между тем глава комиссии, депутат от "Яблока" Евгений Бунимович уверен, что путь формализованного отбора заявок на гранты изначально был не самым лучшим:

- Педагогическая работа не стометровка, это очень деликатная область, которую нельзя оценить количественно, - заявил он. - Здесь задеваются вопросы репутации и самоуважения. Конечно, надо проанализировать результаты конкурса и прояснить все спорные моменты. Но абсолютной точности все равно не получится, все детали не просчитаешь, нет таких весов, на которые можно было бы поставить и взвесить работу учителя. Куда проще и лучше было, когда просто повысили зарплату классным руководителям, не было никаких конфликтов. Но, к сожалению, бюджетных денег на всех не хватает.

Зато в вопросе, насколько эффективны эти финансовые вливания, практически все участники заседания были единодушны - деньги в образовании лишними не бывают.

- Национальный проект сыграл серьезную положительную роль в углублении инновационных процессов в столичном образовании, - сказала Ольга Держицкая, директор Московского центра качества образования при департаменте образования столицы. - Увеличились ассигнования на обновление материально-технической базы образовательных учреждений, на получение ими лабораторного оборудования, повышение квалификации преподавательского состава. Всячески поддерживается проектная, творческая, исследовательская деятельность преподавателей и учащихся. Продолжается процесс введения в школьные программы информационных технологий.

- Некоторые московские школы достаточно хорошо оснащены и для них не очень удобны условия национального проекта, когда официально предлагается закупать строго определенную компьютерную технику и только у ограниченного круга компаний, прошедших тендер, - рассказала Татьяна Потяева. - Однако для многих, особенно тех, которые испытывают недостаток в технике, миллион - существенная помощь. Основная проблема, которая обнаруживалась в прошлом году, - это сроки: нередко случалось так, что доступ к средствам школа получала в ноябре, а уже в декабре обязана были их израсходовать. Некоторые школы даже отказывались от миллиона, будучи неспособными работать в таком авральном режиме. Хочется надеяться, что в этом году этот недостаток будет учтен.

Школы Москвы, получившие премию президента в рамках национального проекта "Образование"

ЦАО: лицей N 1548, школа с углубленным изучением математики и биологии N 354, гимназия N 1520, школа N 1950 с углубленным изучением иностранного языка, школа N 174 с углубленным изучением химии, школа N 627, школа N 497, школа N 401, школа N 1221 с углубленным изучением немецкого языка, школа N 325, школа с углубленным изучением английского языка N 1262, многопрофильный технический лицей N 1501

ВАО: гимназия N 1512, гимназия N 1516, центр образования N 1637, школа с углубленным изучением английского языка N 1290, центр образования "Гамма" N 1404, школа с углубленным изучением немецкого языка N 1294, школа N 792, Измайловская гимназия N 1508, гимназия N 1563, школа с углубленным изучением информатики N 1254, школа с углубленным изучением английского языка и музыки "Лосиный остров" N 368, гимназия N 1504, лицей N 1502 при МЭИ, школа N 429

ЗАО: гимназия N 1567, Московская гимназия на Юго-Западе N 1543, школа с углубленным изучением английского и немецкого языков N 1308, школа N 1016, школа с углубленным изучением информационных технологий и английского языка N 1317, гимназия N 1541, школа N 1131, школа N 1012, школа N 97, гимназия N 1542, школа N 1134, школа N 1741, школа с углубленным изучением иностранных языков N 1306, центр образования "Технологии обучения"

САО: центр образования N 686 "Класс-Центр", гимназия N 1576, школа N 134, школа N 1951, школа с углубленным изучением иностранных языков N 1296 , школа N 1224 с углубленным изучением английского языка, центр образования N 1601, школа N 656, школа N 907, школа N 651, школа с углубленным изучением английского языка N 1315, школа N 224, школа N 144, школа N 201, школа с углубленным изучением немецкого языка N 1277, центр образования N 1679

СВАО: гимназия N 1518, школа N 1411 с углубленным изучением английского языка, школа N 1188 с углубленным изучением изобразительного искусства, школа N 1732 с углубленным изучением музыки, школа N 962, гимназия N 1506, Государственная столичная гимназия

СЗАО: лицей N 1560, гимназия N 1517, гимназия N 1519, школа с углубленным изучением английского языка N 1944, центр образования N 1874, гимназия N 1522, школа N 818, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида N 77, лицей N 1564, школа с углубленным изучением иностранных языков N 1900, школа с углубленным изучением иностранных языков N 1302, школа с углубленным изучением отдельных предметов N 1327

ЮАО: центр образования N 548 "Царицыно", лицей N 1553 Лицей на Донской, гимназия N 1527, центр образования N 1998 "Лукоморье", гимназия N 1526, школа N 2001, гимназия N 1552, школа N 1158, школа N 628, школа с углубленным изучением английского языка N 1624 "Созвездие", школа N 1178, школа N 653, центр образования N 1828 "Сабурово", центр образования N 2000, школа N 675, школа N 463, школа N 832, школа N 540, школа с углубленным изучением английского языка N 1365, школа N 1272 с углубленным изучением иностранных языков, школа с углубленным изучением английского языка N 1207, школа N 544

ЮВАО: школа N 1321 "Ковчег" при Центре лечебной педагогики, школа с углубленным изучением английского языка N 1359, центр образования N 1420, школа с этнокультурным татарским компонентом образования N 1186, школа N 1084, школа N 1935, школа N 328, школа с углубленным изучением английского языка N 1208, школа N 1936, школа N 1314, лицей N 1303

ЮЗАО: лицей "Вторая школа", школа N 520, школа с углубленным изучением английского языка N 1354, гимназия N 1534, школа с этнокультурным корейским компонентом образования N 1086, школа N 1065, гимназия N 45, центр образования N 109

Зеленоград: гимназия N 1528, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Комментарии
Прямой эфир