Приемыш подлежит "возврату и обмену"?
Когда пишешь о зверских убийствах, обычно прибегаешь к старому журналистскому штампу: "Даже видавшие виды оперативники содрогнулись от увиденного". Эта история заставила содрогнуться не только оперативников. И не только весь Краснодар, где она и произошла. Россию убийствами не удивишь. Как и кто только не убивает! И в пьяном состоянии, и в трезвом. Из-за наследства и из мести. А бытовых поводов просто не перечесть. Убийство женщины и мужчины в краснодарском микрорайоне Гидростроителей тоже можно было принять за рядовую "бытовуху". Если бы не одно "но": убийцей оказалась 15-летняя девочка. И убивала она без видимого повода. Жестоко и хладнокровно. Даже в Советском районном суде, где слушалось дело, не припомнят такого...
Проклятие семьи Королевых
Семья Королевых если и не была образцовой, то типичной для краснодарского микрорайона Гидростроителей была точно. Хорошая трехкомнатная квартира. Подсобное хозяйство в станице Ленинградская. Крепкая еще бабушка, которая с радостью забирала детей на лето к себе. Михаил работал на гидроузле и прилично зарабатывал. Тамара трудилась бухгалтером, но всегда могла уйти с работы, чтобы за детьми присмотреть да мужа в обед накормить. Однако единственная дочка умерла в месячном возрасте. Но семья не отчаялась.
- Давай в детском доме малышку возьмем! - предложил Михаил.
Так в 1992 году появилась у Королевых шестимесячная Леночка. Росла она здоровым ребенком, а о том, что ее удочерили, не знали даже соседи. Когда Леночке исполнилось семь, у нее появился братик Богдан. Так часто бывает - отчаявшаяся мать вновь обретает счастье материнства после усыновления чужого ребенка.
Все-таки Богдан был свой, кровный ребенок. И внимание ему оказывалось повышенное не только потому, что он младшенький. Лена остро чувствовала перемену в отношении к себе. И протестовала: не слушалась родителей. Часто грубила, а когда ей исполнилось 10, стала красть вещи из дома. Да и в школе подворовывала из портфелей одноклашек. От вспыльчивости девчонки устали даже учителя. Школьные психологи забили тревогу. Лену отвезли в 1-ю психбольницу. Там ее поставили на учет. Сказали, что у нее все признаки асоциального поведения. Нескончаемые скандалы, драки со сверстниками, отсутствие дома по ночам, курение и воровство - вот неполный список "подвигов" Леночки. А когда Лене исполнилось 12 лет, терпение лопнуло и у родителей.
- Королевы пришли в этот кабинет и отказались от дочери! - возмущается специалист по охране прав детства отдела образования администрации Карасунского округа города Краснодара Татьяна Брагина. - Я их убеждала этого не делать. Да и как это - отказаться? Лена что, холодильник? Да и в Семейном кодексе нет такой причины отказа - желание родителей. Вот если бы родители пили или не исполняли свои обязанности... А ведь Королевы были вполне приличной семьей. Три раза они ходили ко мне, но я стояла на своем. Тогда они обратились в суд и в прокуратуру. И в 2004 году районный суд лишил мать родительских прав (глава семейства по бумагам не удочерял девочку. - "Известия"). А Леночку отправили в кропоткинский интернат.
Но отказ от ребенка не принес долгожданного покоя в семью.
- Королевых как подменили! - рассказывает соседка по лестничной клетке тетя Люба. - Миша стал пить. Тамара скандалить. Развелись они. Но менять свою трехкомнатную не стали.
Сейчас дверь Королевых на замке. Даже звонок не работает. Миша отправился в очередной запой. Да такой затяжной, что его с Нового года не могут найти соседи-кредиторы. Тамара легла в больницу. Сына Богдана забрала к себе бабушка. Семья Королевых перестала существовать.
Трудный ребенок
Кропоткинская школа-интернат N 1 для детей со слабым умственным развитием - не лучшее место на карте Краснодарского края. Замшелый бетонный забор. Унылые стены из красного кирпича. У ворот будка с сенбернаршей Ладой. Ее любимицей была Лена Королева. Они часто играли. Лада смотрит грустными глазами. Словно чувствует, что Лена в тюрьме. Что Лене сейчас плохо.
- Ох! Опять эта Королева покоя не дает! - тяжело вздыхает директор интерната Владимир Кожухарь. Бывший "афганец", он сумел организовать из мальчишек казачий отряд. Водит их в походы, организовал школьную телестудию. Целую стену директорского кабинета занимают почетные грамоты, кубки и медали. - Ленка - девчонка. А у меня мальчишки еще покруче, чем она, есть. Просто еще не подросли...
В кабинет приносят почту. Кожухарь рвет конверты.
- Опять из колонии строгого режима запрос на моего воспитанника, - сокрушается директор. - Остальные - ответы из милиции на мои письма. У меня ведь 95 процентов детей имеют живых родителей. Вот я и ищу их, чтобы алименты стребовать.
Передо мной ложится личное дело Елены Королевой. На тоненькой папочке карандашом выведено: повар-кондитер. Это ее выбор будущей профессии. Под обложкой сберкнижка с 10 рублями на ней. Это для алиментов, которые бывшие родители так и не платили. Пухлая тетрадка-дневник, куда заносятся все замечания и проступки: "На замечания преподавателя не реагирует", "В классе ни с кем не дружит", "Дерзит воспитателям", "Опять совершила мелкую кражу бейсболки". Характеристики с прошлого места учебы. Что сказать? С таким "багажом" не то что в повара - в дворники не возьмут! Мои опасения подтверждает и директор Кожухарь. Мы смотрим выпускную фотографию. В первом ряду стоят семь девчонок. Лена с краю. Про остальных рассказывает директор:
- Эта вышла замуж и тут же развелась. Аборт сделала. Эта сейчас под следствием за кражу. А эта уже за кражу сидит. Про остальных не знаю. Но ничего путного из них обычно не получается.
...Кроме собаки Лады Лена дружила с интернатовской малышней. Подолгу возилась с ними в школьном дворе. А вот девчонки-одноклассницы ее побаивались. Чуть что не так - в ход шли кулаки. А мальчишек Лена просто ненавидела. На танцы не ходила. Таскала с собой отвертку. Грозилась пырнуть любого, кто к ней приблизится с "грязными" намерениями. Но это - когда Лена училась. А было это довольно редко. За три года, которые - по бумагам - Лена провела в интернате, она на попутках и на электричках объездила весь Краснодарский и соседний Ставропольский края. Ведь колючую проволоку вокруг интерната не натянешь. Вот и бегают дети к своим бывшим родителям и дворовым товарищам.
- Убегают, можно сказать, из стерильных условий в грязь, мрак и беспредел. А потому, что там хоть и бывшая - а семья. А здесь хоть и чисто - но все неродное, - продолжает директор Кожухарь.
Мы поднялись в спальню старших девочек. Все действительно сияло чистотой. Но кроме казенного цветка и идеально застеленных кроватей в комнате ничего не было. Даже зеркала! В казарме Таманской дивизии, где я служил срочную, хоть и не пахло фиалками, но было несколько уютней. И дело здесь не в бедности заведения или личном вкусе директора. Есть санитарные нормы для интернатовских спален. Они и выполняются.
А в прошлом году на первый курс факультета журналистики Кубанского государственного университета была принята вне конкурса и без экзаменов девочка из соседнего интерната. Беспрецедентный случай! Сбылась ее мечта! Но вскоре занятия девочка стала прогуливать. Врать. Потом и вовсе сбежала в землянку. Там - на голом полу у родителей-бомжей - она и спала. Девочку, конечно, отчислили.
Девочка с собакой
В бегах у Лены Королевой обнаружился еще один талант. Она с легкостью втиралась в доверие к взрослым людям. Находилась добрая душа, которая и обогреет, и накормит. Иногда, правда, эта добрая душа лишалась личного имущества. Так, в один из своих побегов Лена украла сотовый телефон. Суд приговорил девочку к 60 часам общественных работ по месту учебы. Лена мела двор. А потом снова убежала.
Но чаще всего ее можно было застать в родном дворе на улице Гидростроителей. Хотя родители и отказались от Лены - она постоянно наведывалась в родные пенаты. А однажды... украла соседскую девочку. Увела шестилетнюю Наташу прямо с детской площадки в свою бывшую квартиру (родители были в деревне). Пока вся краснодарская милиция прочесывала подвалы и свалки, Лена три дня играла с ней в дочки-матери. Кормила девочку манной кашей, а на ночь рассказывала сказки. Уголовное дело заводить не стали. Отправили Лену под конвоем назад в интернат и сдали на руки директору.
Последний раз Лена сбежала из интерната сразу после экзаменов за 9-й класс. Отгуляла выпускной и в этот же день "сделала ноги". С сентября она должна была учиться на повара в Ейском профессиональном училище. Но вместо направления на учебу пришлось оформлять очередное розыскное дело N 4606. Хотя ее часто видела детвора в родном дворе, толком ее никто и не искал. Она с гордостью рассказывала, что у нее есть жених Сережа. Он крупный бизнесмен и возит ее по Краснодару исключительно на "Мерседесе". Но, по ее словам, жила она в соседнем подъезде у какого-то дяди Вити. Ухаживала за его собакой.
...Вечером 14 августа около магазина "Пиво-воды" стояла скромно одетая девочка с собакой. Она остановила 45-летнего прохожего Сергея М. и жалобно попросила:
- Дядя! Я голодная. Купите мне хлеба и сгущенки. Пожалуйста!
Сергей М. купил не только сгущенку. Он взял пива, другой снеди и, несмотря на поздний час, пригласил девчушку домой. Что было дальше, мне рассказала мать Сергея Тамара Евгеньевна.
- Я проснулась в три ночи в туалет. Прохожу мимо комнаты Сережи, а на диване разлеглась девица. Одетая. Телевизор смотрит. Она мне говорит: "Сережа за пивом пошел, а вы садитесь, вместе смотреть будем!" Я приняла ее за проститутку с трассы. Тут пришел Сережа, и я пошла спать. А утром на дачу уехала. Потом мне сына звонит. Говорит, девчонка эта 20 тысяч из куртки украла. А Сережа их на операцию копил. На глазах. Операция была назначена через неделю. Представляете наше состояние? Так эта мерзавка все деньги в автоматы прокрутила! А вообще, Сережке крупно повезло! Знаете, что с другими стало, кого она повстречала?
Кошмар с улицы Гидростроителей
О 60-летней Наталье Н. соседи говорили, что она "с приветом". Целыми днями женщина ходила по двору и что-то напевала под нос. Могла ни с того ни с сего удариться в пляс. И хотя она состояла на учете в психдиспансере, опасности для окружающих эта несчастная женщина не представляла.
Лена курила со знакомыми мальчишкой и девчонкой на лавочке, когда подошла Наталья и стрельнула сигаретку.
- Наташ! - вдруг обратилась Королева к сумасшедшей женщине, - а можно я у тебя поживу? Вот тебе деньги - 1000 рублей. На месяц хватит?
- Хватит, хватит! - заулыбалась Наташа и взяла купюру. Денежка была ненастоящая - из детской игры, но Наташа этого не знала и пошла с ней на базар. Там при первой же покупке ей все растолковали. Она вернулась во двор и набросилась с упреками на детей. Те на следующий день все рассказали Лене.
- Сейчас я разберусь! - с этими словами Лена привязала свою собаку к дереву и отправилась вместе с детьми к Наташе. На свою беду женщина оказалась дома. Как потом Лена напишет в протоколе, она "зарядила ногой в голову, но Наташа не упала". Тогда девочка стала бить женщину кулаками в лицо... Лена схватила утюг за шнур и ударила Наташу по голове. Утюг был наш, отечественный. Первый же удар был смертельным. Эксперты их насчитали семь.
- Семнадцать! - потом хладнокровно поправит девушка следствие. - Я считала!
...Когда все закончилась, забрызганная кровью Лена пошла с детьми к ним домой. Там их встретила мама. Дети все ей рассказали. Вместо того чтобы вызвать милицию, женщина дала малолетней убийце вымыться. Потом вместо испачканной майки подарила новую с черепом на груди. И, запретив встречаться со своими детьми, выпроводила Лену на улицу. Труп гражданки Натальи Н. будет лежать еще 9 дней, пока Лена не признается в этом убийстве на следствии.
Игорь поругался с женой. Ему было 42. Дочке 15. Скандалы дома происходили все чаще и чаще. Кризис среднего возраста - так называют эту пору психологи. Он вышел в сумерки, чтобы развеяться, попить пивка. У магазина встретил девочку с собакой. На майке красовался череп. Разговорились. Девочка сама предложила ему не пива, а водки. Купили бутылку и пошли на детскую площадку. Закуски не было - запивали лимонадом. Когда в бутылке оставалась половина, Игорь положил руку на плечо Лене (а это была она). Девочка отстранилась и весело предложила:
- А хочешь, я покажу тебе, как моя собака палку приносит?
И подняла с земли обломок оконной рамы с торчащими из нее гвоздями. Первый удар пришелся по голове. Потом Лена схватила недопитую бутылку и тоже обрушила ее на голову несчастного. Присела на корточки. Прощупала пульс на руке. И побежала домой. Все это видели двое подростков, пивших пиво неподалеку в беседке. Через пять минут Лена вернулась. В руке у нее был кривой столовый нож... На следствии она скажет, что не хотела, чтоб мужчина долго мучился. Вот такой вот гуманизм. Затем она отвязала собаку и пошла спать. Взяли ее утром.
Советский суд - самый гуманный суд в мире
Федеральный судья Советского районного суда Краснодара Владимир Храбан приговорил Лену к 9 годам лишения свободы с содержанием в воспитательной колонии. Она находится неподалеку от интерната - в селе Двубратском. Больше десяти лет несовершеннолетним у нас не дают. Суд учел помощь следствию и скостил годик. Можно предположить, что Лена, если будет хорошо себя вести, выйдет на свободу лет через пять. Хотя даже в СИЗО во время суда она успела подраться с сокамерницами. Характер у нее такой. На суде Лена не плакала, не молила о пощаде. Потребовала удалить из зала журналистов. От последнего слова отказалась. Обжаловать приговор никто не стал, и на прошлой неделе он вступил в силу.
Я сижу в Советском суде и в который раз перелистываю дело Королевой. Встречаться со мной она категорически отказалась. А у меня был такой естественный вопрос к ней: за что ты убила двух человек? И тут я натыкаюсь на заключение комиссии экспертов специализированной клинической психиатрической больницы N 1 города Краснодара. Одна строчка из него могла стать поворотной в судьбе девочки: "летом 2004 года была изнасилована". В интернат она попала осенью этого года. Так кто же мог совершить это преступление? Мчусь в Кропоткин.
- А вы не знали? - удивляется директор Кожухарь. - Со слов девочки, изнасиловал ее собственный отец. Точнее отчим, если учесть, что она была удочерена. Когда приемные родители решили ее в интернат отдать, тогда и сказали, что она им не родная. А папаша по пьяни напоследок надругался над девчонкой. И это она все в себе несколько лет носила.
Можно бесконечно долго ужасаться жестокости, с которой девочка убивала взрослых. Но давайте посмотрим на взрослых глазами этой самой девочки. С появлением братца у нее украли любовь. Потом отказались, как от надоевшей игрушки, и сдали в казенный дом, объяснив, что она не родная. Напоследок человек, который все 12 лет считался Лене отцом, насилует ее! Неудивительно, что лучшей подругой у Лены стала собака Лада. Она хоть не предаст... Я не оправдываю убийцу. Но понять девочку надо было гораздо раньше. Пока она не взяла в руки утюг...
Я узнал, что Лена поклялась убить отчима. И сводного брата заодно. Даже фотографию Богдана искала - ведь он за три года подрос. А ведь эта девочка сделает задуманное. Отсидит и вернется на улицу Гидростроителей за новой кровью.
P.S. Пока я писал этот материал, краевые власти решили закрыть Кропоткинский интернат. Причина окрыляет: из 126 мест занято чуть больше половины. И количество сирот неумолимо снижается. В Год семьи приемные семьи расхватывают детей, словно горячие пирожки! Даже директор Кожухарь взял себе 12-летнюю девочку Леночку. То же сделали и его подчиненные. Сейчас на оформлении еще пятеро детишек.
А в это самое время к специалисту по охране прав детства отдела образования администрации Карасунского округа города Краснодара Татьяне Брагиной поступило еще три заявления об отказе от детей.
- Представляете, обеспеченные семьи, в норку одеты, на машинах приезжают. И отказываются от родных, а не от приемных! - сокрушается Татьяна Владимировна.
Может, пока рано закрывать детские дома?
Фамилия малолетней преступницы изменена.