Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Военный эксперт Никулин объяснил позицию США отсутствием интереса к Украине
Общество
Корреспондент показал кадры с места двойного убийства в Москве
Армия
Истребители МиГ-31И оборудовали системой дозаправки в воздухе
Мир
Эксперт объяснил причины сильного затопления Дубая после ливней
Мир
Генпрокурор РФ Краснов прибыл с рабочим визитом в Венесуэлу
Происшествия
Гладков сообщил о 21 сбитой воздушной цели на подлете к Белгороду
Мир
В штабе АдГ в Ганновере прошли обыски после лишения иммунитета двух депутатов
Мир
Профессор СПбГУ объяснила важность темы Ближнего Востока на саммите ЕС
Общество
Бастрыкин взял на контроль дело о калечащем пациентов нейрохирурге из Москвы
Экономика
Поиск атак в IT-cистемах ускорится благодаря искусственному интеллекту
Мир
Премьер Нидерландов предложил выкупить Patriot у не планирующих помогать Киеву стран
Происшествия
Средства ПВО перехватили три беспилотника в Ростовской области
Общество
Синоптики спрогнозировали дожди и облачность в Москве 18 апреля
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Министр культуры России Александр Соколов: "Была целая серия попыток отправить меня в отставку"

В интервью корреспонденту "Известий" Марии Александровой долгожитель российского правительства Александр Соколов рассказал о взаимоотношениях с руководством Третьяковской галереи, о реконструкции Большого театра, основных задачах своего ведомства и способах борьбы с коррупцией.
0
Министр культуры России Александр Соколов (фото: Дмитрий Коробейников)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В интервью корреспонденту "Известий" Марии Александровой долгожитель российского правительства Александр Соколов рассказал о взаимоотношениях с руководством Третьяковской галереи, о реконструкции Большого театра, основных задачах своего ведомства и способах борьбы с коррупцией.

вопрос: Министерство культуры в последнее время стало поставщиком политических новостей? С чем это связано?

ответ: Во всяком случае, это никак не связано с изменением моего подхода к работе министра. Для меня политика — это ежедневная, во многом рутинная работа по наведению порядка в сфере культуры. Иначе и быть не может, поскольку этот стиль политики диктует пример президента России и его команды.

Мое появление в предвыборном списке "Справедливой России" также было обусловлено интересами работы, интересами сферы культуры. И мой расчет в этом смысле вполне оправдался. Как вы помните, "Единая Россия", несмотря на личные выпады отдельных функционеров в мой адрес после статьи в "Российской газете", фактически публично поддержала мою неизменную позицию, основанную на признании необходимости резкого увеличения расходов на культуру.

Впрочем, и до выборов у нас не было никаких противоречий с министрами или руководителями регионов, представляющими "Единую Россию". Например, в августе на заседании правительства Сергей Шойгу дал позитивную оценку отчетного доклада министерства. Это было особенно приятно услышать из уст человека, для которого упорная работа в своей сфере ответственности — это и есть главная политика.

Другое дело, что те, кому не нравится наведение порядка или усиление позиций министерства в сфере культуры, пытаются играть в политические игры. Это и провоцирование скандалов, и целая серия декларативных попыток отправить министра Соколова в отставку. По результатам таких попыток можно судить об отношении к ним главы государства.

в: В чем сегодня состоит политика министерства?

о: Есть целый ряд поручений президента. Самые важные из этих поручений реализуются на уровне правительственных комиссий, которые возглавляет Дмитрий Медведев.

Это — вопросы защиты интеллектуальной собственности, борьбы с пиратством, коллективного управления авторскими и смежными правами.

Это — программа перехода на цифровые технологии в телерадиовещании, что позволит существенно расширить бесплатный доступ телезрителей к социальному пакету телепрограмм при идеальном качестве сигнала.

Это — решение проблемы сохранности музейных фондов при новых организационных и технологических подходах.

Выделю также и иные поручения.

Это — возрождение и развитие библиотечной системы на основе высокотехнологичного проекта Президентской библиотеки, а также дальнейшая модернизация архивного дела.

Это — реконструкция, реставрация и развитие крупнейших объектов национального достояния — Большого и Мариинки, Ленинки и Третьяковки, Московской консерватории.

Это — развитие системы художественного образования и воспитания, включая систему социокультурной реабилитации для лиц с ограниченными физическими возможностями.

В общем, это непочатый край работы, которая только разворачивается. Можно смело назвать нашу работу реконструкцией всего здания российской культуры. В течение трех лет министерство занималось тем, что укрепляло "фундамент" — правовой, кадровый и организационный, занималось спасательными мерами пожарного порядка. Но сегодня мы выходим на самый широкий фронт работ по возведению "несущих конструкций", возрождению и развитию лучших традиций.

%%VYNOS1%%Кроме этого, у министра культуры есть целый ряд полномочий в сфере международных культурных связей. Например, в октябре в рамках президентского визита в ФРГ состоялись важные переговоры с моим немецким коллегой господином Нойманом. Программа встречи была очень широкая, но, как и прежде, в центре внимания оказался вопрос о перемещенных ценностях. Сегодня можно уверенно сказать, что этот вопрос переведен полностью в правовое русло, исправлены допущенные прежним министром политические ошибки, позволявшие нашим партнерам требовать односторонних уступок.

Вторая, не менее важная поездка в Португалию, на саммит Россия — Евросоюз, где мы осуществили "запуск на орбиту" новой структуры — Постоянного совета партнерства по культуре. Этот механизм позволяет России, не являясь членом Евросоюза, подключиться к многосторонним соглашениям Евросоюза. Этому предшествовала моя рабочая встреча в Брюсселе с комиссаром Евросоюза по культуре господином Фигелем. Результатом этих встреч и договоренностей уже стало подключение нашего министерства к общеевропейским программам поддержки национальных систем управления в сфере культуры. В частности, за счет Евросоюза мы получили методологическую поддержку для развития перспективной концепции частно-государственного партнерства.

в: Тем не менее в международной сфере не все выглядит гладко. Почему, что ни выставка, то в Париже, теперь вот в Лондоне, то какие-то проблемы и скандалы?

о: В международном сотрудничестве есть один важный принцип, который мы изрядно подзабыли. И теперь продолжаем расплачиваться за это забытье.

Принцип этот очень прост: чтобы в международных отношениях не было проблем, прежде всего нужно навести порядок в собственном доме, в нашем российском законодательстве и административном хозяйстве.

Я уже упоминал о проблеме реституции. Три с половиной года нам понадобилось, чтобы разгрести завалы, проблемы в отношениях с европейскими странами, которые возникли в конце прошлого века. Отсутствие четкого законодательства и волюнтаристские действия наших чиновников от культуры — вот главная причина осложнений.

К сожалению, сегодня подобные же изъяны сказываются при формировании конкретных выставок. В одном случае это неправильные действия руководства Третьяковской галереи, включившего в состав выставки экспонаты, не имеющие отношения ни к "соц-арту", ни вообще к искусству. В другом случае налицо безответственность, проявленная Роскультурой при планировании британской выставки. Как будто только сейчас, а не два года назад стало известно об отсутствии в британском законодательстве необходимых гарантий.

Однако кроме Роскультуры свою работу выполняет надзорная служба (Россвязьохранкультура), да и министерство не остается в стороне, поэтому все скандалы сегодня исчерпываются шумом в прессе при том, что ущерб государственным интересам удалось предотвратить.

Чтобы впредь исключить подобные — в том числе международные — скандалы, сегодня нужно провести тщательный анализ нормативно-правовой основы работы каждого ведомства, каждого государственного учреждения. Такой анализ и практические выводы из него относятся к сфере полномочий федерального министерства, и эта работа будет проведена.

в: Можете ли вы прокомментировать ситуацию вокруг судебного процесса по иску директора Третьяковской галереи?

о: Я уже комментировал и еще раз повторю, что совершенно убежден в своей правоте. В ситуации с парижской выставкой имела место сознательная провокация, направленная на раздувание международного скандала. В том числе дополнительной и никому не нужной напряженности в отношениях с Украиной, США.

%%VYNOS2%%Что касается требования извиниться за слово "коррупция", то мне остается лишь еще раз подтвердить свою позицию. Устроители провокации обвинили наше государство в лице министра культуры в возрождении цензуры. Однако цензура — это вмешательство государства в творческую деятельность художников или творческих коллективов, чего здесь и близко не было. А было, наоборот, определенное вмешательство частных интересов в государственную политику. Такое вмешательство, в каких бы формах оно ни выражалось, имеет, по моему мнению, непосредственное отношение к такому понятию, как коррупция. Коррупция как феномен не сводится только к конкретному описанию в Уголовном кодексе состава преступления "дача взятки должностному лицу". Это понятие имеет более широкое толкование, о чем свидетельствует анализ отдельных правовых документов и научных трудов. Так, на первой сессии Многодисциплинарной группы Совета Европы по проблемам коррупции (Страсбург, 22—24 февраля 1995 года) коррупция была определена как любое поведение лиц, наделенных полномочиями в государственном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, и имеет целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц. Если должностное лицо принимает морально неприемлемое решение, из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона, то это тоже проявление коррупции. Коррупция — это система, с помощью которой групповые и клановые интересы обходят законные пути влияния на принятие решений должностных лиц государства. Поэтому и ответ государства не должен сводиться лишь к уголовным мерам, а быть системным.

в: Каким может быть такой системный ответ?

о: Главным лекарством в борьбе с коррупцией является, как это ни банально звучит, развитие подлинной демократии. Судите сами: если коррупция — это незаконные, обходные пути влияния на политику государства, значит, нужно всячески развивать легальные каналы влияния регионов, общественности, творческих союзов, предпринимательских и профсоюзных организаций на вопросы формирования и исполнения бюджета, вопросы нормативно-правового регулирования. Такие каналы сегодня в целом созданы — это и парламентские партии, и Госсовет, и Общественная палата. Давайте вместе ставить задачи и добиваться их решения.

Тогда, в частности, не будут возникать такие нетерпимые ситуации, когда в трехлетнем бюджете расходы на культуру не увеличиваются, а планово уменьшаются. В Минфине нам говорят: это связано с завершением реконструкции Большого театра и строительства нового здания Мариинки. Однако сегодня, я думаю, никто точно не скажет, когда эти работы будут завершены и в какую сумму в итоге они обойдутся. Потому что и в Москве, и в Петербурге выявлены серьезные строительные проблемы, с которыми изначально не захотели считаться.

Не следует забывать и предысторию вопроса: когда принималось решение о работе на этих двух крупных объектах, то деньги, которые были на них отпущены, не пришли дополнительно, а были изъяты из регионов. Возникла ситуация, при которой 80 процентов государственного бюджета на культуру остается в Москве и Петербурге. И лишь 20 процентов — приходится на всю остальную Россию.

Отсюда вывод: необходимо создание эффективного механизма не только выработки, но и реализации единой государственной политики в сфере культуры. Именно в этом направлении должна быть продолжена административная реформа.

Комментарии
Прямой эфир