Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Одинокий мусульманин желает познакомиться

Недавно при мусульманской общине Южного и Северного Бутова "Милость" открылось первое в Москве брачное агентство для мусульман. В дальнейших планах общины кроме строительства мечети на улице Ахмата Кадырова - создание "своих" детских садов, школ и даже поликлиник. Эксперты опасаются, что такое кардинальное разделение москвичей на правоверных и всех остальных ни к чему хорошему не приведет.
0
Сегодня мусульмане Бутова обсуждают проект создания правоверного детского сада (фото: Ольга Рябова)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Недавно при мусульманской общине Южного и Северного Бутова "Милость" открылось первое в Москве брачное агентство для мусульман. В дальнейших планах общины кроме строительства мечети на улице Ахмата Кадырова - создание "своих" детских садов, школ и даже поликлиник. Эксперты опасаются, что такое кардинальное разделение москвичей на правоверных и всех остальных ни к чему хорошему не приведет.

В двух районах Бутова с общим населением около 200 тысяч человек проживают, по данным общины, от 40 до 60 тысяч мусульман: татары, чеченцы, узбеки, азербайджанцы. Такой плотности мусульман нет нигде в столице, тем не менее активисты "Милости" сетуют, что единоверцы разобщены - друг с другом практически не общаются. Создавая первое в столице брачное агентство для мусульман, общественники ставили задачу объединить правоверных.

- В таком огромном мегаполисе, как Москва, проблема поиска своей половинки стоит очень остро, - поясняет председатель "Милости" Марат Алимов.- Как тогда создавать семью? Тем более в исламской культуре смешанные межнациональные браки не приветствуются... Поскольку словосочетание "брачное агентство" сегодня все чаще ассоциируется с "борделем", мы назвали нашу услугу "Отделом семьи и брака" при общине "Милость". В картотеке холостяков - уже около 200 кандидатов. В активе агентства -15 свадеб.

Как говорят авторы идеи, чаще всего услугами профессиональной свахи пользуются родители одиноких девушек и юношей. Подыскивая вторую половинку для сына или дочери, в качестве главного критерия родственники называют национальность, а затем уже все остальное. Поскольку по исламским канонам женщина - существо чрезвычайно скромное и кроткое, знакомство молодых происходит как бы "невзначай". Община организует различные лекции, экскурсии, пикники на природе. Если молодые люди приглянулись друг другу - происходит помолвка.

Кроме строительства правоверных ячеек общества, у бутовской общины масса других задач. Так, сегодня активисты обсуждают проект создания мусульманского детского сада. Есть спонсоры, готовые профинансировать создание подобного частного заведения или помочь открыть исламские группы в обычных дошкольных учреждениях, однако столичный департамент образования, как утверждают мусульмане, всячески препятствует этому.

- Может быть, чего-то боятся, - пожимает плечами глава бутовской общины. - На все наши предложения ответ один - упорное молчание.

-А чем плохи обычные детсады, что вас в них не устраивает?

- Первое, с чем сталкиваются верующие мусульманские родители в обычных детсадах, - проблема с питанием, - поясняет собеседник. - По исламским канонам пища должна быть приготовлена по технологии халяль. А как в детсаду или школе проследишь, что дали ребенку? Кроме того, мусульманский сад - это целая система ценностей, культуры. Родители должны быть уверены, что ребенка там ничему плохому не научат: ни ругаться матом, ни драться.

- А если православная мама захочет отдать своего ребенка в сад, в котором "не ругаются матом", откажете? - пробую уточнить критерии. После небольшой паузы получаю ответ: "Наши двери будут открыты для всех".

Пока идея дошкольного воспитания "обкатывается" в развивающих мини-центрах для мусульман. Между уроками лепки-рисования-английского малышам читают суры Корана и рассказывают поучительные исламские истории. Все преподавательницы - в хиджабах. Просветительская работа ведется и среди взрослого населения, по выходным здесь проходят публичные чтения Корана, разъясняются различные религиозные течения или просто за чашкой чая обсуждаются последние события светской жизни.

- Сейчас мы собираем благотворительные средства на строительство мечети на улице Ахмата Кадырова, - продолжает мой собеседник. - Когда мечеть будет построена, откроем там высшую духовную школу для мусульман. Спрос на обучение уже есть.

На недавно заработавшем сайте бутовских мусульман (www.butovomuslim.ru) активисты "Милости" приглашают единоверцев "к участию в обсуждении и разработке других проектов общины: организация халяльных точек питания (кафе, рестораны) в Бутове; организация и развитие поставок халяльной продукции в мусульманские детские сады и школы; система поддержки бедных семей и нуждающихся; создание сети мусульманских поликлиник в Москве..." На вопрос одного из пользователей, что подразумевается под мусульманской поликлиникой, дан ответ: "Поликлиника, в которой будет оказываться медицинская помощь, осмотр, обследования и т.д. с соблюдением необходимых норм ислама. Также в клинике можно будет взять омовение и прочитать молитву ин ша Аллах".

- А местные жители на ваши начинания косо не смотрят?

- Поначалу, конечно, присматривались, - улыбается Марат Алимов. -Наша община арендует помещение в обычной жилой многоэтажке. Соседи бдительные. Позвонили участковому, что девушки в хиджабах в большом количестве по двору ходят. Милиционер оказался молоденький, неопытный. На всякий случай омоновцев вызвал. Так нас и проверили... Сейчас с соседями живем душа в душу. Народ даже радуется нашему присутствию - за порядком следим, подъезд в чистоте содержим и клумбы озеленяем. Что еще надо?

В столице появятся халяльные магазины

Комиссия по межнациональным отношениям Мосгордумы обратилась с предложением в департамент потребительского рынка включить в программу магазинов шаговой доступности халяльные торговые точки. Заведения получат льготы по аренде. В переводе с арабского "халяль" означает "свободный, дозволенный". В халяльных магазинах, например, нельзя будет торговать спиртным и табаком - в священном писании эти "удовольствия" запрещены. Главное для "правильной" пищи - соответствие традициям. Например, из мяса мусульманину дозволяется употреблять лишь конину, баранину, говядину и птицу. Если, скажем, баран забит с помощью тока - это противоречит Корану, поскольку кровь остается в теле животного, а употреблять ее правоверным нельзя. "Если говорить проще, халяльные продукты - это значит свежие, качественные, - пояснил "Известиям" директор отдела Центра по стандартизации и сертификации "Халяль", уполномоченный Совета муфтиев России Жафар Азизбаев. - Например, свежее яблоко - халяль, а с подгнившим бочком - уже "харам" - запрещенное. Поэтому спрос на продукцию будет не только среди правоверных".

Урбанист Ольга Вендина: "Создание в мегаполисе "национальных территорий" чревато конфликтами"

Наталья Двыдова

Как быть с желанием этнических меньшинств жить среди своих и учить детей в "своих" школах? Возможен ли компромисс между интересами большинства и желаниями меньшинства? На вопросы обозревателя "Известий" Натальи Давыдовой отвечает Ольга Вендина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН.

вопрос: Одна негодующая москвичка написала в "Известия" про азербайджанцев, что "их много, число их растет, а занятая территория неминуемо станет принадлежать тем, кто на ней живет". Однако социологи уверяют, что паниковать не стоит - мегаполис переваривает всех, рано или поздно все мигранты становятся москвичами. Вы тоже так думаете?

ответ: Конечно.

в: Но сами-то представители московских этнических меньшинств всячески сопротивляются тому, чтобы город их "переварил".

о: Так происходит сегодня во всем мире: глобализация сопровождается взрывом интереса к традициям, к этнической идентичности. К тому же нужно учесть, что в нашей стране до перестройки вся этническая культура сводилась только к сфере "фольклорно-культурного" наследия и не рассматривалась как часть нормальной человеческой жизни. А нынешние наши проблемы связаны с тем, что общество, с одной стороны, продолжает демократизироваться, а с другой - не готово к новым реалиям. В итоге возникает классический конфликт: между правами человека, группы и общества как целого.

в: И как его решать?

о: В одних случаях - в пользу меньшинств, в других - в пользу большинства. Жизнь требует согласования интересов. У этнических меньшинств должны быть свои права. Но и городское сообщество может благополучно развиваться, только если все его члены признают наличие общих интересов.

в: Создание мусульманских детских садов и школ - в русле общих интересов?

о: Думаю, у нас должен соблюдаться тот же железный принцип, который исповедуют французы: "Все мы - граждане одной страны или города и живем по общим правилам. В частной жизни нам никто ничего не запрещает. Это наш выбор, и у нас есть возможность по частным каналам его реализовать. Но что касается всеобщей системы образования, гражданского воспитания, то в этом мы соблюдаем приоритет общих интересов". Отсюда и борьба, например, с хиджабами в учебных заведениях Франции. Воспитание детей - вопрос даже не их интеграции или адаптации, это вопрос социализации. Если город хочет жить как единое целое, то молодые поколения должны расти и воспитываться в общей системе. Попытки уже в юном возрасте отделить одних от других никому не принесут пользы. Безусловно, родители-мусульмане должны иметь возможность дать своим детям соответствующее образование, например, в школе при мечети. Но при этом их дети должны обязательно получать общее образование наравне с другими. Чтобы в будущем они нашли свое место в этом городе, в этой жизни. В Германии, Франции, Америке, Англии - везде, где есть общины, которые живут достаточно замкнутой жизнью, - снято множество фильмов о том, как дети, воспитанные в этнической традиции, изолированно от общества, потом начинают конфликтовать с семьей, пытаются вырваться, найти свой путь. Почему у нас не увидишь подобных фильмов? Почему мы предпочитаем не обсуждать эту тему? Понятно, что, когда семья строго мусульманская, а дети в школе едят запрещенную исламом пищу, это серьезная проблема. Но она техническая, ее можно разрешить.

в: Почему же этнические меньшинства сами себя "изолируют от общества"?

о: Потому что их мало. Потому что 60% москвичей их не любят. И они это ощущают каждый день. Нет ни одного представителя этнического меньшинства, который бы не сталкивался с проявлениями насилия либо недружелюбия. Естественно, они замыкаются. Точно так же ведут себя в подобной ситуации и русские. К примеру, тот же Брайтон-Бич в Нью-Йорке - очень криминальный район, люди там часто не говорят по-английски, и уже третье поколение иммигрантов не может интегрироваться в местное сообщество.

в: Но как сказать людям нет, если они хотят жить среди своих и учиться в "своих" школах ?

о: Тут нужна политика маленьких шагов и мелких согласований на каждом шагу. Это сложно. Это требует усилий. Но это важно не только для нас как для большинства, но и для меньшинств, которые должны понимать: если им говорят нет, то вовсе не потому, что "вы плохие и лицом не вышли", а потому, что всем нам жить вместе, в одном городе. Людям должно быть ясно, что это не означает ущемления их прав в этнокультурном самовыражении. Никто не против, чтобы в городе существовали мусульманские центры. Но зачем создавать в Москве "национальные территории" со своими магазинами, детскими садами и школами? Это чревато конфликтами и плохо не только для большинства москвичей, но и для представителей этнических меньшинств. Важно, чтобы они тоже это осознали.

в: В своем исследовании "Москва этническая" вы утверждали, что из районов с "дешевым" жильем, многие из которых и раньше считались социально неблагополучными, с нарастанием "этнического компонента" начинает уезжать в другие районы интеллигенция и средний класс. А это опасно, потому что чем ниже представительство среднего класса в сообществе, тем выше раздраженность и тревожность людей.

о: Да, запускается опасный механизм, при котором, хотя доля русского населения дальше может и не сокращаться, жители будут испытывать сильное раздражение и страх от наплыва мигрантов. Хотя, надо сказать, наличие жильцов-мусульман в конкретном доме приводит к тому, что в подъезде становится чище.

в: Два года назад наибольшие раздражение и напряженность испытывали жители районов, где доля "нерусских" составляла 10,5-11,5% . Но почему вы назвали роковым 17-процентный рубеж?

о: Этот феномен заметили в США - как только доля этнических меньшинств достигает 17%, происходит быстрая этнизация жилых кварталов. Правда, сейчас в той же Америке процессы сегрегации усложнились: богатые афроамериканцы не хотят жить с бедными - они либо живут с белыми людьми своего статуса, либо создают богатые афроамериканские кварталы. Но если за океаном научились жить в сегрегированном сообществе и все конфликты там решаются в суде, то мы так жить не умеем и наша судебная система к этому не готова. Для нас это опасно.

в: В том же исследовании вы сделали неутешительный прогноз -представители среднего класса постепенно покинут столичные районы с плохой репутацией, и они превратятся в неблагополучные этнические гетто. Власть может "переписать" этот сценарий?

о: Если она будет регулировать не только межэтнические проблемы, но и рынок жилья - сохранять социальный сектор, развивать рынок аренды, жилья для пожилых и молодых. Если мы не хотим, чтобы в городе возникали гетто для бедных и богатых, нужно создавать условия для создания смешанной социальной среды - по имущественному, этническому, возрастному составу. Такой микст сам по себе будет стабилизировать ситуацию в городе. Сегодня мы боимся даже озвучить проблемы, возникающие в связи с процессами сегрегации в обществе. Прячем голову в песок. Предпочитаем говорить, что у нас все нормально. Но все плохое случается неожиданно, не по расписанию. Поэтому так важно сегодня обсудить стратегические вопросы и начать действовать. Общество, в котором сокращается численность населения, должно быть готово учитывать интересы и интегрировать представителей других этнических групп. У нас нет другого выхода.

Нужны ли мононациональные школы? Все ли благополучно в полиэтнических учебных заведениях? Как уберечь своего ребенка от проявлений национализма? Продолжение темы межнациональных отношений - во вторник в "Известиях".

Россиянина Сергея Николаева убили за нерусскую внешность

Александр Андрюхин


В субботу на Юго-Западе Москвы группа подростков бейсбольными битами до смерти забила 46-летнего уроженца Якутии и тяжело ранила двух граждан Узбекистана. В связи с инцидентом милицией задержано двадцать пять агрессивно настроенных молодых людей в возрасте 14-15 лет.

Первое нападение произошло около 17.00 часов. Вечерело. Людей и машин было мало. По словам очевидцев, восемь подростков, одетых во все черное, на улице Архитектора Власова придрались к мужчине восточной внешности. В какой-то момент они извлекли из-под курток бейсбольные биты и принялись его избивать. Прохожие стыдливо прятали глаза и ускоряли шаг. Никто не позвонил в милицию. Избитый мужчина так и остался лежать на асфальте в луже крови, а группа молодежи возбужденно двинулась в сторону улицы Наметкина.

У дома N 45 они напали на дворника-узбека. Пырнув его ножом, подростки побежали дальше. У дома N 37 они наткнулись еще на одного узбека. Его сбили с ног и долго били ногами. Когда показалась милицейская машина, молодые люди быстро растворились в ближайших дворах.

- Тот, которого забили битами, оказался гражданином России - 46-летний уроженец Якутии Сергей Николаев, - сообщили "Известиям" в прокуратуре Юго-Западного округа. - Помочь ему было уже нельзя. Он скончался на месте. Второй, которому нанесли ножевой удар, оказался 37-летним гражданином Узбекистана Галиджаном Гуляшовым. Его госпитализировали. Личность третьего пострадавшего пока не установлена. Сейчас врачи борются за его жизнь.

В тот же вечер на Юго-Западе Москвы милиция провела операцию по поимке злоумышленников. Было задержано двадцать пять агрессивно настроенных подростков в возрасте 14-15 лет. Сейчас все они проверяются на причастность к этим преступлениям.

Прокуратура пока не утверждает, что инцидент произошел на национальной почве. Но факт разбойного нападения с целью ограбления отрицается. У пострадавших ничего не отобрали.

Это не первое преступление подобного рода в том районе. 23 января этого года группа молодых людей напала на 46-летнего Зураба Джалагонию, беженца из Абхазии. Он имел официальное российское гражданство и проживал с русской женой как раз на улице Архитектора Власова. Внимание подростков он привлек тем, что разговаривал по мобильному телефону на абхазском языке. Зурабу нанесли множество ножевых ранений, от которых он скончался.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...