Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Виртуальный промысел

Обсуждение проблем высшего образования - это тренд сегодняшнего дня, в котором активное участие принимают вузы, власть и бизнес. При этом бизнесмены в один голос утверждают, что выпускники не соответствуют их требованиям. Проблема столь серьезная, что ее заметили на самом верху. Президент в одном из своих посланий Федеральному собранию обозначил проблему практической подготовки кадров как ключевую в сфере образования.
0
Студентов учат бурить скважины и ставить нефтяные вышки в аудиториях вуза
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Обсуждение проблем высшего образования — это тренд сегодняшнего дня, в котором активное участие принимают вузы, власть и бизнес. При этом бизнесмены в один голос утверждают, что выпускники не соответствуют их требованиям. Проблема столь серьезная, что ее заметили на самом верху. Президент в одном из своих посланий Федеральному собранию обозначил проблему практической подготовки кадров как ключевую в сфере образования.

Система учебных и производственных практик — один из китов, на котором была построена отечественная система образования, — в значительной степени разрушена. Вузы не могут гарантировать студентам получение практического опыта, те, в свою очередь, лишаются возможности приобрести нужные профессиональные компетенции. Экономика пополняется сильными в теории, но не готовыми к решению практических задач специалистами. В отраслевом разрезе проблема еще острее — учебные программы просто не успевают за высокотехнологичными производствами.

Разорвать этот замкнутый круг попытались в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина. Здесь стартовал проект по созданию виртуальной среды профессиональной деятельности для обучения будущих нефтяников и газовиков. Реализация проекта, рассчитанного на два года, предполагает серьезное финансирование (за счет средств, выделенных вузу в рамках нацпроекта "Образование") и применение высоких технологий в учебном процессе. В случае успеха речь может идти об одном из впечатляющих примеров инновационного развития отечественной высшей школы.

В университете создают систему, имитирующую работу реального нефтегазодобывающего предприятия. Отдельные компьютерные тренажеры буровика, промыслового геолога, разработчика-технолога и т.д., которыми оснащен университет благодаря поддержке со стороны "Газпрома", "ЛУКОЙЛа", "Роснефти" и других компаний, давно используются при обучении студентов. Принципиально новым является объединение их в систему. Это как если бы тренажер пилота был объединен с тренажерами авиадиспетчера и служб предполетной подготовки, тренажерами других пилотов, то есть полностью моделируется взаимодействие специалистов различного профиля, но только в нефтяном промысле. Такая система — это и есть, по определению разработчиков проекта, "виртуальная среда профессиональной деятельности". Для высшей школы это новое понятие.

Сердцем этой среды является центр управления виртуальным месторождением. В каком-то смысле это аналог центра управления космическими полетами, который мы регулярно видим в новостях. Для управления виртуальным месторождением на больших экранах высокого разрешения выводятся результаты работы программ с рабочих мест каждого специалиста, видеосигнал с DVD или видеоконференция удаленных друг от друга специалистов и т.п. Например, одновременно могут быть выведены результаты проекта бурения наклонно-направленной скважины и гидродинамическая модель разрабатываемого (учебного) месторождения. Тут же можно просчитать оценку экономической эффективности предложенных инженерных решений.

Создание инфраструктуры виртуального нефтяного промысла будет одним из основных осязаемых результатов проекта, инициированного университетом. К этой работе привлечена компания IBS, известная на рынке и имеющая опыт внедрения и соответствующую экспертизу как в нефтегазовой отрасли, так и в образовательной сфере. Ей предстоит построить инфраструктуру центра, объединить сложные специализированные решения, помочь разработать учебные сценарии. Для этого планируется применить опыт управления проектами и технологии интеграции, аналогичные тем, что были реализованы в ведущих российских нефтегазовых компаниях.

Через компьютеризированные информационные каналы специалисты промысла связаны с коллегами и партнерами и взаимодействуют с ними. И точно также студенты разных специальностей в университете будут сидеть за компьютерами и совместно во взаимодействии осуществлять мониторинг и управление разработкой месторождения. А в случае нештатной ситуации разбираться, в чьей зоне ответственности ее устранение — буровика, технолога, механика, транспортника. Разработчики системы особо подчеркивают, что предусмотрели подготовку студентов для управления оперативными процессами. Реальная производственная обстановка при этом имитируется со всей тщательностью, вплоть до организации конференцсвязи с инженером, работающим на виртуальной производственной площадке. Этим проектом РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина пытается опередить стандарты подготовки специалистов своей отрасли. Как надеются в университете, студенты, погрузившись в виртуальную среду еще в вузе, и после выпуска будут готовы к работе на интеллектуальных промыслах XXI века.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...