Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Оперный певец Паата Бурчуладзе: "В разговоре по душам счет идет не на стаканы, а на бутылки"

"Выступать в Москве раз в два года, мне кажется, вполне достаточно. А сейчас у меня будет много хороших концертов по России. Я обожаю петь сольные концерты под фортепьяно. Мне нравится исполнять русскую музыку в российской глубинке. Я буду петь в Омске, Томске, Кургане..."
0
Оперный певец Паата Бурчуладзе: "В разговоре по душам счет идет не на стаканы, а на бутылки"
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В пятницу на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского состоится единственное выступление знаменитого грузинского баса Пааты Бурчуладзе, чье имя уже давно украшает афиши лучших оперных театров мира. Накануне концерта с певцом встретилась обозреватель "Известий" Мария Бабалова.

вопрос: Теперь до России вы, как и все, окольными путями добираетесь?

ответ: И это очень печально. Я не могу понять, как умудрились довести дело до того, что самолеты не летают. Правда, чаще я приезжаю в Россию из-за границы, поэтому у меня прямой рейс всегда есть. Но визу все равно получаю. В австрийском посольстве. Там ее намного легче получить. У меня два паспорта — грузинский и австрийский. В Россию я всегда въезжаю как гражданин Австрийской Республики.

в: А кто виноват и что делать?

о: Это то же самое, когда муж с женой расходятся. Оба виноваты. Легче всего начать исправлять сложившуюся ситуацию людям искусства. Они сохраняют ту любовь, которая была всегда между русскими и грузинами. Мне кажется, отношения должны были восстановиться еще вчера. Но почему-то это самое вчера никак не наступит.

в: По образу жизни вы остались настоящим грузинским мужчиной или превратились в космополита?

о: Думаю, моя психология очень изменилась. Чисто кавказское мышление стало евро-кавказским. Жить я могу только в Европе. В Америке — ни за что. Когда тебя американец спрашивает: "Как дела?", сразу понятно, что ему это на самом деле совсем не интересно. Там очень трудно найти искренность в человеческих отношениях. В общем, из меня получился цивилизованный кавказец, который очень любит выступать в России.

в: Но вы давно не баловали Москву своими выступлениями.

о: После "Войны и мира" в Большом не было серьезных предложений от театра. Хотя новая сцена тоже называется "Большой театр", это не Большой театр. Как-то не очень серьезно. То же самое ощущение у меня было, когда я пел под маркой La Scala, но на временной сцене. Терялась вся магия происходящего.

Выступать в Москве раз в два года, мне кажется, вполне достаточно. А сейчас у меня будет много хороших концертов по России. Я обожаю петь сольные концерты под фортепьяно. Мне нравится исполнять русскую музыку в российской глубинке. Я буду петь в Омске, Томске, Кургане...

в: Прямо маршрут декабриста. Холодов не боитесь?

о: Нет. Волков бояться — в лес не ходить. Это супер — выступать перед умной, но не избалованной публикой.

в: А вот московская публика избалованная...

о: Так и концерт каким-то помпезным выходит. Оркестр, хор театра Arena di Verona. Думаю, должно получиться любопытно.

в: Вас не страшит такой экстрим, как дирижерская палочка в женских руках (за пульт встанет шведка Мария Эклунд. — "Известия")?

о: Честно сказать, подобное — первый раз в моей жизни. Это была не моя идея, а предложение итальянцев. Вообще быть в женских руках мне нравится. Но в семье. А как оно будет на сцене — посмотрим. Иногда интересно наблюдать за тем, как женщины штангу таскают или в футбол гоняют...

в: Говоря о том, что вашей жизнью дирижирует женщина, вы просто хотите сделать приятное своей второй половине?

о: Нет. Это правда. Это очень удобно, если рядом с тобой умная женщина. Анжела контролирует всю мою жизнь. И ответственность за какие-то ошибки переходит сразу на нее...

в: На ваш взгляд, какова главная черта характера настоящего мужчины?

о: Если получается быть самим собой, это уже хорошо.

в: А как же имидж оперной звезды?

о: Все это чушь собачья. Басы — в отличие от теноров и сопрано — ведут себя очень скромно, без выпендрежа. Кроме того, басы по сравнению с тенорами находятся в куда более выгодном положении. Мы всегда поем стариков, а до этого возраста надо еще дойти. Поэтому на сцене — в отличие от теноров — хорошо выглядим. А тенора и сопрано — чем дольше поют, тем смешнее выглядят на сцене, так как вынуждены молодиться. Кстати, я еще не встречал ни одной сопрано, которая о себе не думала исключительно, как о примадонне. Есть даже такой анекдот: "Какая разница между сопрано и террористом? С террористом можно пойти на переговоры, а с сопрано никакие переговоры не помогут".

в: Вы привередливый артист?

о: Не думаю. У меня самые обычные пожелания. В первую очередь, чтобы расписание репетиций было удобным. Я редко выдвигаю какие-то экстратребования. Некоторые театры даже машину не присылают. А Metropolitan Opera, например, оплачивает авиабилет лишь в эконом-классе, а эконом-классом я не летаю.

в: Почему?

о: Потому что я очень часто передвигаюсь по миру и, соответственно, много времени провожу в самолетах. За время полета я должен успеть отдохнуть, а это удается сделать только в бизнес-классе.

в: Вы не из тех исполнителей, кто может хлопнуть дверью, если что-то на постановке происходит не по-вашему?

о: Бывало и такое. И нередко. Но сейчас я уже стараюсь до этого дело не доводить, потому что бесполезно. Кроме того, что у меня будут неприятности, и, возможно, меня на долгое время перестанут туда приглашать, ничего не изменится. С режиссерами спорить мне уже надоело. Поэтому в принципе я согласен на многое. Я понял, что куда правильнее в подобной ситуации попытаться найти компромисс. И, как правило, это удается. А если нет, то я научился иногда имитировать выполнение режиссерских пожеланий. Но иногда, надо признать, эпатажная режиссура спасает спектакль, отвлекая публику от плохого пения. В работе меня больше раздражает людская зависть, нежели дурной нрав кого-нибудь из коллег или откровенно глупая режиссура.

в: В вашей жизни было много завистников?

о: Да. Как в жизни любого человека. Ну и что? Это больно только в первый момент, а потом привыкаешь и уже не обращаешь на это особого внимания. Во всяком случае, стараешься. Но ожидать подлости можно в любой момент. Чем меньше человек, тем больше подлости он способен сделать.

Мне не нравится, что сегодня певцы очень зависят от директоров театров, от их личных вкусов. Например, как только Жерар Мортье появился в Париже, мне тут же было отказано. Только потому, что я оказался во всех смыслах не в его вкусе. Его контракт с театром закончился, и у моего агента сразу появилась масса французских приглашений. Но я — ладно, без хорошей работы в любом случае не останусь, а вот молодых певцов, которым сегодня надо делать карьеру, мне, откровенно говоря, просто жаль. Но надо учиться не относиться ко всему происходящему в жизни критически.

в: Зачем?

о: Всегда и везде нужно быть сдержанным, дипломатичным и дружелюбным. А когда слава приходит к артисту, он теряет самообладание. Я довольно часто неправильно вел себя с людьми. В свое время мне Лучано Паваротти посоветовал немало точных вещей. В чем-то я послушался его, где-то проигнорировал. И только через годы понял, что зря пренебрег его советами. Постоянно быть безупречным человеку, а тем более артисту, не просто тяжело, а невозможно. Но я имел шанс совершить значительно меньше ошибок и сделать гораздо больше в своей карьере, чем у меня получилось.

Как мне жаль, что я не успел привезти Лучано в Тбилиси... Девять лет назад он должен был приехать, но нас тогда спонсоры кинули. К счастью, по приглашению моего благотворительного фонда 20 ноября в Тбилиси приедет Монтсеррат Кабалье, которая, как и Лучано, никогда не была в Грузии, где ее очень любят. Ее выступление, конечно, не будет концертом в чистом виде. Мы устроим ей творческий вечер и прекрасный прием.

в: А чем занимается ваш фонд, кроме как организацией концертов в Тбилиси ваших знаменитых коллег?

о: Я понял одну простую вещь. Человек должен обязательно, кроме своего дела, совершить еще что-то хорошее. Когда я увидел, что в маленькой Грузии пять тысяч детей живут в казенных домах, притом что только 156 из них реально круглые сироты, у остальных живы родители, но они просто не в состоянии содержать своих детей, я понял — надо срочно что-то делать. Постепенно люди пошли за мной. И сегодня в Грузии это уже довольно мощное движение. Я вместе с друзьями-коллегами устраиваю благотворительные концерты — и не только в Тбилиси, но и в Тель-Авиве, Мадриде. В марте намечается концерт в Лондоне. Почти за три года работы фонда мы вернули родителям 155 детей. Мы или даем им деньги, заключая с ними контракт, что они забирают своего ребенка из приюта, или покупаем жилье для тех, кому негде жить. Так мы уже приобрели 17 домов. Все это требует совсем не малых средств, но я вижу и чувствую: результат стоит затраченных сил и денег.

в: Кстати, директора театров жалуются на звездных певцов — мол, они требуют гонорары все выше и выше.

о: Ерунда. Сегодня самые большие ставки в оперных театрах имеют дирижеры и режиссеры, а отнюдь не певцы. Хотя иногда певцам необходимо и в коммерческих проектах принимать участие. Могу честно признаться, в Москве я нередко выступаю на закрытых концертах.

в: Вы считаете корпоративная вечеринка — это достойный формат?

о: Не вижу в этом ничего предосудительного. Уровень события, конечно, должен быть очень высоким. Но и Шаляпин, и иные великие певцы выступали на подобных вечерах. Это здорово, что люди захотели слушать оперу на презентации или на дне рождения. Значит, уровень культуры в стране становится выше, а вкусы изысканнее. В этих случаях очень хорошо платят. Эпизодически необходимо зарабатывать деньги в большом количестве. Это элементарное поддерживание штанов. Надо выглядеть на подобающем твоему положению уровне.

в: Вам нравится быть модным человеком?

о: Мне нравится красиво одеваться. До того чтобы рваные джинсы носить, хотя это и модно, я еще не дошел.

в: Каким своим слабостям вы чаще всего потакаете?

о: Теперь уже никаким. Я всегда говорил: пока молодой буду и пить, и курить, и гулять. Вот сейчас чуть перешагнул 50-летний рубеж, и остепенился немного. Не курю уже 14 лет и выпить себе очень редко позволяю — только по важному поводу. Я отменил почти все застолья в моей жизни. Хотя всегда был тамадой. Но сейчас надо держать себя в форме, да и времени нет. Серьезно к делу относиться и одновременно гулять — не выходит. А так я не умею — за вечер один стакан выпить и хорошо поговорить по душам.

в: А сколько же надо выпить, чтобы разговор получился?

о: Стаканов не хватит. Здесь счет уже идет на бутылки. Водки — штуки две, а вина — побольше... Так что из прошлых увлечений я себе только рыбалку оставил. Про охоту тоже забыл. Мне стало жалко зверя. Рыбу пока не жалко. Даже в этот приезд у меня в планах порыбачить с друзьями в Подмосковье. Это колоссальный отдых. Свежий воздух, тишина, покой. В процессе ловли думаю обо всем, кроме рыбы.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...