Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Если без "если"...

Когда в 1922 году Владимир Ленин впервые после революции (и переезда из Петрограда) собрался выехать за пределы столицы и отправиться вместе с наркомом иностранных дел Чичериным на Генуэзскую конференцию, бдительная ВЧК предупредила: коварные поляки готовят на вождя революции покушение.
0
Готовилось ли покушение на Путина? (фото: Сергей Мамонтов "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Когда в 1922 году Владимир Ленин впервые после революции (и переезда из Петрограда) собрался выехать за пределы столицы и отправиться вместе с наркомом иностранных дел Чичериным на Генуэзскую конференцию, бдительная ВЧК предупредила: коварные поляки готовят на вождя революции покушение. По всей стране прошли митинги, на которых взволнованные за Ильича пролетарии просили его, во имя дела мировой революции, не рисковать собой и в Геную не ехать. Специальное решение по этому поводу принимало и ЦК большевистской партии. Ленин в Геную не поехал. Хотя в то время уже было немало других вождей, которые были готовы "подхватить знамя революции", если что...

О планах покушения на лидеров СССР, Великобритании и США во время Тегеранской конференции 1943 г. был снят легендарный советский фильм "Тегеран-43". Сталин, впрочем, и не думал отказываться тогда от визита, хотя это был его, кажется, исключительный выезд за рубеж (пусть северная часть Ирана в то время и была оккупирована советскими войсками). Информация о якобы готовившемся покушении в прессу допущена не была, чтобы не травмировать и так напуганное население.

Владимир Путин, разумеется, не тот человек, чтобы отказываться от важного визита после утечки в масс-медиа информации о готовящемся покушении на него в Тегеране во время Каспийского саммита. Кстати, подобная утечка делается уже в третий раз за все время его правления. Один раз задним числом украинские спецслужбы объявили, что раскрыли план покушения на Путина в 2000 году в Ялте, во второй раз уже российские спецслужбы - но тоже задним числом - сообщили, что ими был успешно предотвращен аналогичный заговор, который должен был осуществиться во время визита в Баку в 2001 году. Оба раза планы покушения связывали с чеченскими сепаратистами. В этот раз отечественные спецслужбы объявили о заговоре еще до визита, источник угрозы не был указан.

Не верить в подобные тревожные сообщения, кажется, нет оснований. С другой стороны, никто не обязывал спецслужбы эту информацию обнародовать, это вообще-то не принято. Почему (если поверить, что эта инициатива исходила именно от них и не была согласована там, где обычно такие "утечки" согласуются) все же это было сделано? Версий множество. Может, кому-то именно сейчас надо было напомнить о себе: мол, мы бдим, все под контролем, безопасность страны и ее первых лиц держится на надежном чекистском "крюке" (если пользоваться терминологией главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова). Однако даже если в этом и есть некая кулуарная интрига, то она мне не кажется все же главной.

Потому что в данном случае можно задаться и совсем другим вопросом. Он носит уже системный характер и начинается со слов "а что если, не дай бог...". И от него неприятный холодок по коже.

Представить себе это "не дай бог" нельзя даже в самом кошмарном сне. Что в этом случае будет с политикой, экономикой (включая фондовый рынок и банковскую сферу), да и обществом в целом? Лучше и не пытаться представлять - столь много сегодня в России завязано исключительно на одном человеке. И даже записанная в Конституции формула замещения президента премьером (три месяца - потом внеочередные выборы) не видится хоть сколько-нибудь успокаивающей - не столько даже в силу несопоставимости фигур, сколько в силу уникальности созданного ручного режима управления страной, замкнутого не на вообще президента как институт власти и другие ее институты, а на конкретное лицо на этом посту.

Скажем, в Америке, если вдруг случается такое вот "не дай бог" с президентом, - есть вице-президент. Если "не дай бог" что с ним - спикер палаты представителей, далее, кажется, госсекретарь. Даже когда президент отправляется со всей администрацией в конгресс для представления своего ежегодного послания, как минимум один министр из администрации обязан по закону остаться вне стен конгресса. На случай именно вот этого самого "не дай бог". Потому что более надежной считается такая система, где есть несколько страховок и предохранителей, где имеется каркас (в случаях, когда речь идет об общественных системах) из работающих по четким и, главное, обезличенным правилам институций.

В этой связи одно совпадение (вряд ли это было именно спланированное совпадение) мне кажется символическим: в один и тот же день Путин, выступая в немецком Висбадене, и подтвердил свое намерение ехать в Тегеран (еще раз публично привлекая внимание к информации о планах покушения), и как бы вскользь упомянул, что в скором будущем, а именно после парламентских и президентских выборов, в России к управлению придут не только другие люди, но изменится "конфигурация власти".

И политическая мысль, которая вообще в последнее время работает, кажется, только в одном месте, работает ведь именно в этом направлении - в направлении выработки новой формулы конфигурации власти. Такой конфигурации, которая после окончания президентства Путина предусматривала бы более равномерное распределение этой самой власти между несколькими центрами (институтами, ветвями власти), чем теперь. Разумеется, требуется детализация в отношении и обеих палат парламента (а не вернуться ли, например, к идее прямых выборов сенаторов и формированию правительства на основе парламентского большинства?), и правящей партии (как именно должна быть институционализирована ее более осмысленная роль в политической системе, в том числе в форме "партийного президентства"), и правительства как институтов. Однако в результате все это должно как-то научиться вертеться и начать работать без такой критической зависимости от одного-единственного незаменимого человека, даже столь популярного. Чтобы будущие президентские выборы (обычное же в общем-то дело для нормальной страны) не воспринимались загодя как грядущий апокалипсис и кара небесная. Чтобы как-нибудь обойтись впредь без стенаний типа "да на кого ж ты нас покидаешь!" Чтобы раз в четыре года вся исполнительная и законодательная власть не впадала бы в оцепенение и уже не пришлось бы ломать голову на тему, "а что это с нами со всеми будет и как мы все будем дальше жить, если, не дай бог, не станет Его, а станет кто-то Другой..."

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...