Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Кто мешает строить московское метро

На днях столичные власти решили порадовать москвичей, проживающих за МКАД, в спальном районе Жулебино: мол, одноименная станция метро откроется на год раньше запланированного срока - в 2011 году. Но 250 тысяч жулебинцев отнеслись к новости скептически - им уже не раз обещали, что станцию "вот-вот" откроют. Почти потеряли надежду и жители Солнцева, которым метро сулят уже два десятилетия. По последним планам руководства Московского метрополитена к 2010 году в Москве планируется построить шесть новых станций, три из которых должны открыться уже в этом году. Удастся ли на этот раз выдержать сроки и почему открытие новых станций постоянно откладывается? "Известия" попытались найти ответы на эти вопросы.
0
К 2010 году в Москве планируется построить шесть новых станций (фото: Getty Images/Jonathan Smith)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На днях столичные власти решили порадовать москвичей, проживающих за МКАД, в спальном районе Жулебино: мол, одноименная станция метро откроется на год раньше запланированного срока - в 2011 году. Но 250 тысяч жулебинцев (по численности это пол-Рязани) отнеслись к новости скептически - им уже не раз обещали, что станцию "вот-вот" откроют. Почти потеряли надежду и жители Солнцева, которым метро сулят уже два десятилетия. По последним планам руководства Московского метрополитена к 2010 году в Москве планируется построить шесть новых станций, три из которых должны открыться уже в этом году. Удастся ли на этот раз выдержать сроки и почему открытие новых станций постоянно откладывается? "Известия" попытались найти ответы на эти вопросы.

Лоббисты-коммерсанты...

На сегодняшний день в столичной подземке работает 173 станции. По данным начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева, подземка, рассчитанная на 6 млн пассажиров в день, в часы пик перевозит свыше 9 млн. 10 из 12 линий работают со сверхнормативной нагрузкой, четыре исчерпали пропускную способность - это Таганско-Краснопресненская, Серпуховско-Тимирязевская, Калужско-Рижская и Замоскворецкая ветки. 95% пересадочных узлов имеют двух-трехкратный перегруз.

Спасти столицу от транспортного коллапса может только активное метростроительство. Но даты открытия новых станций последние годы регулярно переносят. Яркий пример - Солнцево. Этот район появился на западе Москвы еще в начале 80-х. И с тех пор ходят разговоры о скором начале строительства. Однако работы даже не начались. Зато "Деловой центр" и "Международную" в районе Москва-Сити построили, как и обещалось еще 13 лет назад, в 2005 и 2006 годах. Очевидно, обеспечить подвоз рабочей силы к гигантским бизнес-центрам оказалось важнее, чем доставить ее же домой куда-нибудь в Митино. Продавцы коммерческой недвижимости в Сити по достоинству оценили такой подарок. Своих станций ждут москвичи из Жулебина, Митина, Строгина, Ново-Переделкина, Новокосина - а это миллионы человек. Всего, по оценкам специалистов, более 20% населения столицы живет в "зонах транспортного дискомфорта". Речь не только об окраинах. Жителям Марьиной Рощи приходится пешком идти до ближайшего метро (троллейбусы стоят в пробках) до 20 минут. При этом в постановлениях середины 90-х станция "Марьина Роща" значится как строящаяся. Ее и вправду построили и даже хотели открыть в 1998 году, вот только тоннели туда так и не провели. Теперь обещают к 2009 году. Зато недавно открыли 17 лет строившуюся "Трубную" - как раз в разгар офисного строительства на одноименной площади.

...или "умельцы из Минфина"?

Средства на развитие метросети выделяются из столичного и федерального бюджетов. Об оплате "50 на 50", как раньше, речи нет.

- Наши умельцы из Минфина на протяжении долгого времени все сокращали и сокращали свою часть. Досокращались до того, что платят менее 10%, - сокрушался на одном из заседаний правительства мэр Москвы Юрий Лужков.

Метростроевцы подтверждают, что строительство новых станций откладывается из-за нехватки средств.

- Мы это учитывали и поэтому раньше в каждом постановлении заявляли программу-максимум, - говорит Гаев. - Отдельно отмечалось, что "планы могут корректироваться в зависимости от объемов инвестиций". Чаще всего планы действительно корректировались. Но теперь таких проблем нет. По крайней мере, на ближайшие три года у нас есть четкий объем инвестиций, который может корректироваться только в сторону увеличения. Речь идет о гарантированном минимуме, который не связан с федеральными дотациями. Он в 5-6 раз превышает цифры, которые предусматривались в прошлые годы. И теперь мы уже можем делать более-менее конкретные прогнозы.

В Мытищи "подземка" не придет

Смета трехлетнего плана составляет 103,5 млрд рублей. Первым делом строители обещают закончить все долгострои.

- В городе есть много станций и тоннелей, наполовину готовых, - рассказывает Дмитрий Гаев. - Их мы и будет доделывать в первую очередь. В декабре первые пассажиры спустятся на "Сретенский бульвар". Частично готовые объекты есть на Митинской, Люблинской линиях. Я прекрасно помню о предложении пустить метро в города-спутники. Но подумайте, к чему это приведет? Сперва нужно наладить порядок на транспортных узлах в центре города. Вот, к примеру, станция "Трубная" - ею почти не пользуются на "вход-выход", зато 106 тысяч человек каждый день делают там пересадку. Это значит, что 106 тысяч человек ушли с других транспортных узлов.

Многие планы метростроевцев так и не были реализованы. Так, в начале 90-х годов на Замоскворецкой линии планировали открыть две станции - "Беломорскую" и "Улицу Дыбенко". А на Арбатско-Покровской между "Площадью Революции" и "Курской" хотели построить "Хмельницкую". Канул в Лету и грандиозный план развития Калужско-Рижской линии, которую хотели продлить до подмосковных Мытищ, а заодно проложить тоннели от "ВДНХ" к обделенному метро Ярославскому шоссе. Теперь проектировщики считают, что в строительстве этих объектов нет необходимости. Правда, не исключают, что вернутся когда-нибудь к этим планам.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...