Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Всегда на проводе

В сентябре компания "Мегафон" объявила, что начнет продавать рекламные места на своем WAP-сайте - его аудитория превысила 30 млн посетителей в месяц. МТС подумывает о размещении контекстной рекламы в мобильном поиске.
0
Всегда на проводе (фото photoxpress)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В сентябре компания "Мегафон" объявила, что начнет продавать рекламные места на своем WAP-сайте - его аудитория превысила 30 млн посетителей в месяц. МТС подумывает о размещении контекстной рекламы в мобильном поиске. "Большая тройка" Рунета ("Рамблер", "Яндекс" и Mail.ru) активно развивает мобильные сервисы, предлагая пользователям все более удобные способы работы. Благодаря распространению мобильной связи телефон позволяет рекламодателям и контент-провайдерам получить доступ к аудитории, еще не охваченной интернетом. Участники рынка уверены: в ближайшие несколько лет в этом секторе ожидается взрывной рост.

Если учитывать тот факт, что количество подключенных к интернету компьютеров в России, по некоторым оценкам, составляет 20 млн, а количество мобильных телефонов уже превысило 70 млн, то привлекательность мобильной связи как нового канала коммуникации с потребителем становится очевидной практически для любого рекламодателя, говорит Александр Савин, директор по продажам агентства мобильной рекламы Mobile Direct: "Аудитория мобильного интернета составляет от 8 до 15 млн пользователей ежемесячно, ее ядро - молодые люди, в возрасте 18 - 35 лет".

Это подтверждают и игроки "большого" интернета. "Пока состояние мобильного интернета в целом вызывает вопросы - по времени использования, охвату, стоимости мобильных гаджетов и услуг. Но этот сегмент активно исследуется, и удешевление смартфонов, КПК, мобильных тарифов приведет к активному развитию рынка мобильной рекламы, - уверен Алексей Басов, генеральный директор компании "Бегун". - Объем рынка пропорционален объему аудитории. У сотовой связи огромнейшая аудитория, при серьезных инвестициях в развитие и популяризацию мобильного интернета мобильная реклама быстро станет ведущим трендом рекламного рынка".

Операторы против пиратов

Мобильные сайты - это в первую очередь контент-порталы, создаваемые операторами для своих абонентов, и мобильные версии популярных интернет-проектов. "Порталы операторов и контент-провайдеров - это массовые точки входа для абонентов в Wap-пространство. И те, и другие создают максимальное количество дополнительных сервисов, чтобы удержать абонентов в своих ресурсах. Но возможности этих компаний небезграничны, и охватить все потребности абонентов им не под силу, - рассказывает Вячеслав Овчинников, руководитель управления маркетинга компании i-Free. - Поэтому вторым направлением расширения WAP является "мобилизация" известных интернет-проектов и разработка их Wap-аналогов. Востребованными будут все те же сервисы, что уже популярны в интернете, - новостные сайты, сервисы знакомств, социальные сети, блоги, сайты бесплатных объявлений, каталоги, справочники, мобильные гиды. На сегодняшний день в российском WAP-пространстве уже активно работают РБК, "Рамблер", Mail.ru, Gismeteo, Mamba и другие".

И все же качество мобильного интернет-пространства пока оставляет желать лучшего, поскольку разработка и поддержание собственного WAP-сайта выгодно пока лишь крупным игрокам, да и те ищут возможности сэкономить. Например, Google, помимо русификации мобильных веб-приложений и сервисов, договорился о сотрудничестве с WAP-порталом "Билайна" - его посетители получили новости, собираемые агрегатором Google. В результате оператор нашел еще одну возможность задержать абонентов на сайте, а западный поисковик, которому создание собственного WAP-портала невыгодно, - альтернативный доступ к интернет-аудитории.

"Как это ни парадоксально, аудитория достаточно велика, а потенциальная аудитория еще больше, при этом я не могу назвать пул площадок достаточным, - говорит Анна Артамонова, вице-президент и директор по маркетингу и PR компании Mail.ru. - Заметную часть существующей аудитории удерживают сайты, бизнес-модель которых основана на пиратском контенте. Кроме того, очень немногие площадки занимаются своевременным обновлением контента и заботятся о развитии своего сайта".

WAP или Web?

WAP - это протокол передачи информации без помощи компьютера или модема из интернета на дисплей мобильного телефона. В "Яндексе" к WAP относятся без особого энтузиазма. Компания адаптирует свои обычные веб-страницы для мобильных устройств, а также разрабатывает программы-приложения для телефонов и коммуникаторов, позволяющие работать с веб-сервисом по технологии GPRS (позволяет обмениваться данными, используя интернет-протоколы). В Mail.ru и "Рамблере" подход другой. Последний в сентябре обновил свой WAP-портал, добавив туда гороскопы, игры и знакомства. В компании ожидают, что аудитория мобильного интернета превысит аудиторию обычного интернета в течение ближайших двух-трех лет, поэтому собираются и дальше активно развивать мобильную версию. У Mail.ru есть WAP-версия, и просто "облегченный" мобильный сайт, и PDA-версия, и набор приложения для закачки на мобильный телефон.

Обе эти компании размещают рекламу на WAP-сайтах. "Результаты мы оцениваем как позитивные, с постоянной положительной динамикой. Объем рекламы на WAP-версии Mail.ru составляет около 7 миллионов показов в месяц, при этом следует учитывать, что под рекламу на сегодня отдано лишь около трети возможного пространства, - комментирует Анна Артамонова, директор по маркетингу и PR сервера Mail.ru. - Рост аудитории в свою очередь провоцирует качественные изменения технологии. В частности, переход от версии WAP 1.1 к версии WAP 1.2 позволяет представлять информацию более ярко и наглядно".

Миллионы - через год

О растущей аудитории мобильного интернета, ее привлекательности и перспективах, которые на этом рынке появятся с распространением новых технологий связи (появление сетей третьего поколения (3G) и популяризация беспроводной связи WiMAX и WiFi), говорят все участники рынка.

"Пока рекламного рынка как такового в российском мобильном интернете нет. Несмотря на то, что немало рекламодателей хотят попробовать рекламироваться в WAP-пространстве, запускать крупные рекламные кампании там сейчас попросту негде", - заявляет Вячеслав Овчинников. На сайтах с пиратским контентом, как уже было замечено, размещать рекламу не интересно ни брендам, ни самим владельцам площадки. А на WAP-версиях популярных интернет-ресурсов цена размещения слишком высока, чтобы кампания была прибыльной, - даже при том, что CTR (число кликов на число показов рекламы) в мобильном интернете значительно выше, чем в обычном.

"Даже если появится обменная рекламная сеть, объединяющая операторские порталы, информационные ресурсы и сервисы, различные частные сайты, в выгоде останутся только пираты, - рассуждает Вячеслав Овчинников. - Побывав на сайтах, где можно не платить за контент, абонент уже вряд ли вернется на портал оператора".

Тем не менее "Мегафон" не планирует самостоятельно продавать показы на страницах WAP-портала. Продавать баннеры и брендированный контент поручат посреднику. Оператор надеется привлечь рекламодателей возможностью чуть ли не персонального контакта с аудиторией - номера телефонов и анкетные данные пользователей могут быть использованы для таргетирования баннеров.

МТС только присматривается к вариантам заработка на рекламе. По некоторым данным, оператор готовится размещать контекстную рекламу в WAP-поиске, надеясь достичь тех же высот, что контекстная реклама уже набрала в Рунете (ее объем в прошлом году превысил оборот медийной рекламы).

"В настоящий момент сложно говорить о востребованности той или иной модели, так как рекламодатели не до конца понимают все возможности мобильного интернета. В ближайшее время наиболее распространенной будет медийная модель, принятая в "большом" интернете. Это интерактивный контакт с аудиторией, наличие обратной связи и мобильные промы-сайты, распространение мобильного брендированного контента", - рассуждает Александр Савин. Помимо этого, агентство делает ставку на новые технологические решения в рамках мобильного маркетинга. Здесь основная сложность - получить доступ к информации о каждом потребителе, хранящейся у операторов.

Алексей Басов из "Бегуна" не согласен с таким прогнозом. "Классический" медийный контакт в данном случае не кажется уместным и вряд ли получит широкое распространение в связи со слабыми медийными возможностями мобильного телефона, - говорит он. - На мой взгляд, стоит делать ставку на персонально ориентированную рекламу, которая учитывает интересы и характеристики пользователя и предлагает продукты и услуги, потребителем которых он является". По его мнению, будущее за той рекламой, которая помогает пользователю перемещаться по интернету, а не отвлекает его и не нарушает частное пространство. "Думаю, что в ближайшие годы следует ожидать появления специализированных рекламных продуктов для мобильного интернета и включения их в структуру продаж рекламных операторов", - заключает он.

Пока, впрочем, общий объем рекламы в мобильном интернете ничтожен. По оценкам i-Free, он составляет до $2 млн в год. В Mobile Direct считают, что в этом году рынок не превысит миллиона. Но в обеих компаниях согласны, что в ближайшие два-три года стоит ждать увеличения в десятки раз.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...