Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Закат на Яузе" - теперь на Сене

Сегодняшняя Москва - это не только пробки и новостройки. Французский куратор Эрве Микаэлофф отправился в нашу столицу на поиски художественных образов. Результатом его изысканий стала большая экспозиция "Москополис" в парижском выставочном зале Espace Louis Vuitton.
0
Сегодняшняя Москва - это не только пробки и новостройки
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодняшняя Москва - это не только пробки и новостройки. Французский куратор Эрве Микаэлофф отправился в нашу столицу на поиски художественных образов. Результатом его изысканий стала большая экспозиция "Москополис" в парижском выставочном зале Espace Louis Vuitton.

Куратор приезжал в Первопрестольную несколько раз. Посещал галереи, обходил мастерские, беседовал с художниками. Особенно его впечатлило, что наши авторы легко обходятся без услуг секретарей и сами планируют график деловых встреч. Или даже вовсе ничего не планируют. Куратор из Парижа? Да, конечно, приезжайте хоть сейчас - до завтрашнего вечера я совершенно свободен... В обстановке богемной задушевности и рождалась идея выставки. Порешили так: часть опусов будет создаваться прямо в выставочном пространстве. Две с половиной недели приглашенные художники расписывали стены и возводили инсталляции. Другая часть выставки прибыла из Москвы в готовом виде или в ингредиентном состоянии - как метафизическая юрта Олега Кулика, которую собирали на манер детского конструктора. Какая связь между кочевым жилищем и образом современной Москвы? Почти не уловимая, но настойчиво пропагандируемая Куликом. Он уже пару лет распространяет вокруг себя эстетику монгольского быта.

Другие работы связаны с нашим мегаполисом гораздо очевиднее. Особенно ощутима ностальгическая струя. Например, Валерий Кошляков создал масштабные полотна (на самом деле - композиции жидким гудроном по полиэтилену), где советская архитектура исполняет роль античной - она величественна и призрачна одновременно. Лет триста назад такие живописные фантазии назывались бы "каприччо". Видеоинсталляцию со сталинскими высотками сочинил и Кирилл Челушкин. Московский пейзаж, где день стремительно сменяется ночью и струятся транспортные потоки, спроецирован на пенопластовый рельеф, а рядом, на пенопластовых же обломках, мелькают черно-белые кадры из старых фильмов. Мораль нехитрая - сегодняшний день вырастает из вчерашнего, но зрелище получилось эффектным и динамичным. А вот у Александра Бродского, бывшего "бумажного архитектора", в инсталляции сплошная элегическая статика. "Закат на Яузе" - это длиннющая, метров на двадцать, каменная кладка, штабели пустых бутылок (аналог водной глади) и глиняные объекты в форме удочки, транзисторного приемника и консервной банки. Есть даже черви на клочке газеты - тоже из серой глины.

Экскурс в историю - только сатирического свойства - предпринят и Ксенией Перетрухиной. В ее видеофильме "Парад" клонированные персонажи маршируют по Красной площади, изображая ликование. Сделано на компьютере, но явственно отдает "допотопным" соц-артом 80-х годов. Из тех же 80-х проистекает "психоделическая" концепция Павла Пепперштейна. Его проект предполагает перенос столицы России в Бологое и строительство там города будущего. От Третьего Рима новая столица должна унаследовать гигантоманию... Очень выразительны и психологически достоверны фотопортреты метрополитеновских дежурных при эскалаторах - Ольга Чернышева снимала их сквозь стекло...

Технологии использованы современные, а бэкграунд везде прежний, времен "исторического материализма". Вернисажная толпа (с вкраплением узнаваемых лиц - вроде Ренаты Литвиновой и Сати Спиваковой) издавала одобрительные возгласы. Москва в экспортном варианте выглядит лиричной, ироничной и слегка безалаберной.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...