Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе

Конструктор Михаил Калашников: "Я автомат изобрел не для того, чтобы людей убивали"

Легендарный оружейник Михаил Калашников приехал на родину, в село Курья Алтайского края. В последний раз он был здесь еще в 1993 году. Журналистов брать с собой не собирался, но Калашникову понадобился фотограф. "Кто знает, может, у него и не получится больше сюда приехать, - вздыхает его дочь Елена. - А папа так хочет сфотографироваться на родной земле".
0
Михаил Калашников: "Я автомат изобрел не для того, чтобы людей убивали" (фото reuters)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Легендарный оружейник Михаил Калашников приехал на родину, в село Курья Алтайского края. В последний раз он был здесь еще в 1993 году. Журналистов брать с собой не собирался, но Калашникову понадобился фотограф. "Кто знает, может, у него и не получится больше сюда приехать, - вздыхает его дочь Елена. - А папа так хочет сфотографироваться на родной земле". Так "Известия" стали единственными из СМИ, кто сопровождал его в этой поездке.

"Учительница считала, что я буду поэтом"

От Барнаула до Курьи - три часа на машине. Калашников глядит в окно и приговаривает: "Как же все изменилось! Дороги - ни одной кочки! Знал бы, что здесь так хорошо, под дулом автомата из Курьи не уехал бы".

Увидев перед въездом в село поле с ковылем, изобретатель просит остановить машину. "Вот он - настоящий! - срывая сухие стебельки, говорит Михаил Тимофеевич. - Бывает в жизни такое: вроде трава травой, а мне она дорога... Какое-то особое чувство сохранилось на всю жизнь, пахнет она полем, деревней. Как вижу ковыль, сразу перед глазами мамка, братья босоногие... Нас у родителей было шесть сыновей и две дочери. Чтобы прокормить такую ораву, родители держали много скотины. С малого возраста приучен и корову доить, и кур кормить. Мне тогда не до автомата было".

На вопрос, был ли в детстве боевым мальчишкой, Калашников смеется:

- Кто в детстве не дрался? Но своих не колотил. Мы с братьями друг за друга были горой. Старшие сестры меня мальчонкой брали на вечорки. Знаете, тогда так девки пели голосисто! А меня сестра старшая все просила, чтобы я ей какую-нибудь частушку сочинил. В школе учительница считала, что я буду поэтом. Я даже писал сценарии для школьных праздников.

- Ты еще скажи, что строчил стихи как из автомата! - подначивает его дочь Елена.

Калашников отмахивается:

- Скажешь тоже! Меня все просили: "Миш, ты напиши что-нибудь про любовь, про природу, про партийных руководителей". Но я рад, что не стал поэтом, и без меня плохих поэтов хватает.

Как в Курье бутылочку "расстреливают"

Изобретателя в Курье зовут "дядя Миша" и с гордостью добавляют: "нашенский". Весь первый день конструктор провел с родней. В Курье у него живет племянница Надежда. "В нашей семье нет понятия "дальние родственники", у нас все - самые родные", - говорит Елена Калашникова. И не лукавит: бабушки, ребятишки, деревенские мужики, несколько человек приехали из Барнаула, собрались в хате, чтобы увидеть дядю Мишу. Надежда угощала дорогого гостя деревенским борщом и пельменями. "Что вы хлопочете! Я всеядный. Мое любимое блюдо - картошка в мундирах и селедочка", - говорил за столом конструктор. За встречу Михаил Тимофеевич пропустил стопочку.

За столом скоро становится шумно. "Дядя Миша, а помнишь, ты в 1949 году Сталинскую премию получил? - вспоминает племянница. - И мамке пять тысяч рублей выслал! В деревне это ж такие деньги были! Нам, ребятишкам, одежды сразу накупили, мне вот - валеночки новые!"

"Какие тут морозы стояли! - вспоминает Михаил Тимофеевич. - Таких сугробов, как в Курье, я нигде больше не видел. Но самое яркое воспоминание из детства - это когда старший брат смастерил мне деревянные коньки. Что вы, это целое событие! Правда, я чуть не потонул в них: в прорубь провалился. Спасло только, что шуба на мне была уж очень велика (я, как младшенький, донашивал одежду братьев), она раздулась и меня держала на воде. Ребятня крик подняла, кто-то из взрослых меня и вытащил. Я с тех пор воды очень боюсь. На каких курортах был, дальше трех метров от берега не отхожу. Да что мы все о грустном, наливай, Михайловна!"

После застолья Калашников пошел смотреть деревенский огород. Похвалился, что недавно тоже занялся садоводством: на даче в Ижевске выращивает помидоры. Остановился и долго любовался деревенской банькой.

- Дядя Миша, уже топлю, - хлопочет муж племянницы. - Я тебе самый лучший веник нашел. Ох нахлещу, родимого!

Через забор за легендарным земляком, раскрыв рты, наблюдают местные мальчишки. "Играем в войнушку, - важно рассказывает мне восьмилетний конопатый Женька. - Автомат у нас один на троих, стреляем по очереди. По кому? Да по индюкам".

Михаил Тимофеевич побывал на кладбище, где похоронены две его сестры, положил венок. Постоять у могилок одному не дали - всюду за известным земляком ходила толпа. Он попросил показать, где стоял его дом. Старожилы привезли его на окраину, на пустырь, но место он не признал - так все изменилось кругом.

Навестил "бронзового брата" - собственный бюст, установленный в центре Курьи. Обняв постамент, все шутил: "Как он тут, не шалит? С автоматом по ночам не бегает?"

"Сон у меня отличный, за автомат пусть политики отвечают"

Одиннадцатилетним мальчишкой уехал Калашников из Курьи. Но историй про "дядю Мишу-автомата" у местных жителей, как говорится, полная обойма. К бюсту конструктора уже больше десяти лет приезжают все молодожены. Курьинская примета гласит: если попросишь благословения у бронзового Калашникова, семейная жизнь будет крепкая, как автоматная сталь. И мужики здесь не выпивают, а "расстреливают" бутылочку. "Но это только по праздникам, - смеется беззубый старичок. - А тост у нас один: "Чтоб между первой и второй даже пуля не пролетела!"

Пока мы едем обратно, есть возможность поговорить. Не могу удержаться и не задать Калашникову вопрос: остался ли у него самого хоть один автомат. На память.

- Нет, мне он не нужен. Я порядочный гражданин: чего не положено - дома не держу. И вам не советую. Я оружие изобрел не для убийства людей, а для защиты своего Отечества. Меня часто спрашивают: "Как вы спите, ведь столько людей из вашего автомата убили?" А я на это говорю: "Сон у меня отличный. Пусть плохо спят политики, которые затевают войны". А конструктор не виноват.

Комментарии
Прямой эфир