Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Брат навсегда

Это случилось в пятницу, 20 сентября 2002 года, в 21.00, в 15 километрах южнее села Нижний Кармадон. От ледника Колка отошла гигантская глыба протяженностью 5 км. Ледовая масса, увлекая за собой камни, песок, грязь, поваленные деревья, устремилась вниз по руслу реки Геналдон. Вода понесла ледник со скоростью до 75 км/ч.
0
Для тысяч зрителей Сергей Бодров навсегда осталя Данилой Багровым
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Это случилось в пятницу, 20 сентября 2002 года, в 21.00, в 15 километрах южнее села Нижний Кармадон. От ледника Колка отошла гигантская глыба протяженностью 5 км. Ледовая масса, увлекая за собой камни, песок, грязь, поваленные деревья, устремилась вниз по руслу реки Геналдон. Вода понесла ледник со скоростью до 75 км/ч. Вместе с Сергеем Бодровым-младшим пропавшими без вести в Кармадонском ущелье числятся 108 человек. В том числе члены съемочной группы фильма "Связной".

В журналистской практике случаются дни и события, о которых сожалеешь потом всю жизнь. В сентябре 2002-го я пришла в офис кинокомпании СТВ — взять интервью у ее руководителя Сергея Сельянова. Сергея Михайловича отвлек важный телефонный звонок, и тут в кабинет зашел Сергей Бодров. Чтобы отличить его от отца —кинорежиссера Сергея Бодрова, к фамилии Сережи приписывали слово "младший". Поздравляя его с недавним рождением сына, я пошутила: мол, какой же он младший, если уже дважды отец. Мы сели пить чай, и начался редкий между журналистом и творческим человеком неформатный разговор — о жизни, о взаимоотношениях старших детей с младшими, о прочитанных и непрочитанных книгах, о политических событиях в стране.

Сергей спрашивал меня про киноновинки, которые обязательно надо посмотреть, я его — про новую работу, фильм "Связной"... Вытащить бы мне тогда диктофон, но так не хотелось разрушать доверительную атмосферу... Прощаясь, мы с Сергеем договорились: вот вернется из горной экспедиции, придет на "Эхо Москвы", расскажет о фильме, о съемках... Но уже в ближайшую субботу, 21 сентября 2002 года, глотая собственные слезы, пришлось звонить в гостиницу во Владикавказе, в офис СТВ, в штаб МЧС и готовить информацию о трагедии, которая потрясла всю Россию.

Стоя на углу оживленной улицы, Сергей Бодров иногда представлял: "Тебя здесь нет. Вернее, тебя нет вообще. Пешеходы идут, сигналят машины, открываются двери магазинов, сменяются пассажиры на остановке. То есть, в принципе, мир продолжает жить и без тебя. Понимать это больно. Но важно..."

Еще до "братского периода" — с 1996 по 1999 год — Бодров был одним из лиц "Первого канала". В роли ведущего программы "Взгляд" он смотрелся органично. Симпатичный, с трогательной улыбкой парень не выпячивал свои интеллигентные корни. И о том, что по образованию он историк-искусствовед с диссертацией на изысканную тему "Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения", знали немногие. Зато было известно, что в студенческие годы он работал кондитером на фабрике и спасателем на пляже, правда, в Италии. Простой, из наших, всегда поймет и поможет — верили телезрители и отправляли ему письма со всего бывшего Советского Союза. По некоторым из них он снимал для "Взгляда" сюжеты.

А потом в нашу жизнь вошел Данила Багров в свитере грубой вязки. И сразу запомнился — фирменной детской улыбкой и тремя неполиткорректными фразами: про кавказцев, евреев и про то, что скоро Америке будет "кирдык". Большинство зрителей полюбило "брата", ни о чем не рефлектируя, всем сердцем. Меньшая часть испугалась. "Слишком талантливо играется абсолютный имморализм с отчетливым ксенофобским душком", — писал киновед Мирон Черненко.

Насколько близок был Данила Багров человеку Сергею Бодрову, который не считал себя актером и этим привлекал Алексея Балабанова? Об этом спорили. Пытался отвечать и сам Сергей. В каждом новом ответе он уточнял формулировки: "Есть малый и большой "джихад" — внешний и внутренний враг. Главное — справиться с внутренним врагом, с самим собой... Все взгляды — гражданские, политические, любые — укладываются в простые слова: не прогибаться". "Опасаюсь заявлений типа "наше время пришло". Чье время?". "Единственный рецепт для любого дела — быть искренним. Когда ты увлечен, делаешь что-то искренне, тогда все получается".

Но и сегодня, когда по каналу "Россия" повторяют обоих "Братьев", сложно найти ответ: где граница и есть ли она между художественным отображением агрессивного "коллективного бессознательного" и озвучиванием "новой национальной идеологии"? Кстати, по "Первому каналу" дилогия о Даниле Багрове не демонстрировалась никогда — это принципиальная позиция.

Что Багров — наша реальность, Сергей ясно осознавал. В своем режиссерском кинодебюте "Сестры" он явился перед героиней Светой (Оксана Акиньшина) в образе защитника, этаким deus ex machina. Мол, если кто обидит — позови... Помню, как на этой сцене раздались в кинозале аплодисменты.

Ваня Жилин — первый герой Бодрова-актера в "Кавказском пленнике" — спасся, потому что никого не убил. Данила Багров, хоть и оговаривает, что писарем в штабе служил, демонстрирует навыки опытного спецназовца. А капитан Медведев в "Войне" — уже суровый кадровый военный. Попытки сменить амплуа и сыграть романтичных влюбленных ("Восток—Запад" и "Медвежий поцелуй") были восприняты публикой прохладно. Сергею постоянно напоминали, что он — Брат. Рекламные щиты с лицом Бодрова—Багрова и слоганом"Наш брат" казались логичным сочетанием жизни и кинообраза. На сайтах поклонницы называли Данилу идеалом мужчины, потому что "если есть в России такие парни, то веришь в будущее страны". Среди поклонников много тех, кто хотел быть похожим на него и своих сыновей будет растить по образу и подобию Данилы Багрова. Или Сергея Бодрова. Такого, каким он успел стать. А что изменилось бы в нем с годами, мы, к сожалению, никогда уже не узнаем...

Призы и награды Сергея Бодрова

1996 Приз за лучшую мужскую роль ОРКФ "Кинотавр" в Сочи ("Кавказский пленник")

1996 Приз за лучший дебют МКФ "Балтийская жемчужина" в Риге—Юрмале ("Кавказский пленник")

1996 Приз кинопрессы лучшему актеру года ("Кавказский пленник")

1997 Премия "Ника" за лучшую мужскую роль ("Кавказский пленник")

1997 Государственная премия России ("Кавказский пленник")

1997 Приз за лучшую мужскую роль ОРКФ "Кинотавр" в Сочи ("Брат")

1997 Премия "Золотой Овен" лучшему актеру года ("Брат")

1997 Приз за лучшую мужскую роль МКФ в Чикаго ("Брат")

2001 Гран-при за лучший дебют ОРКФ "Кинотавр" в Сочи ("Сестры")

2001 Премия Jesolo Biennale в программе Cinema d'Autore МКФ в Венеции ("Сестры")

2001 Премия "Золотой Овен" за лучший дебютный фильм ("Сестры")

2002 Специальный приз "За свободу творческого самовыражения" на МКФ в Карловых Варах ("Сестры")

2003 Премия "Ника" за лучшую мужскую роль второго плана ("Война") — посмертно

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...