Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Главный в школе - урок труда

Как привить детям любовь к труду? В обычной сельской школе нашли ответ на этот вопрос. Воспитать в детях трудолюбие, а заодно и вытащить школу из нищеты, которая так знакома сельским учителям, местному директору помог нацпроект "Образование".
0
Максим Сапелкин вместе с аттестатом получит удостоверение тракториста
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Как привить детям любовь к труду? В обычной сельской школе нашли ответ на этот вопрос. Воспитать в детях трудолюбие, а заодно и вытащить школу из нищеты, которая так знакома сельским учителям, местному директору помог нацпроект "Образование".

Директор школы в Афанасьевке Белгородской области Николай Сапелкин в свои 54 года совсем не похож на сельского жителя. Сухощавый, стройный, в стильном светлом костюме и оранжевой рубашке. Дверь в его крохотный кабинет всегда открыта. Хотя на переменке в коридорах, как обычно, стоит тарарам.

- Может, кому детская возня и мешает, а для меня она - как музыка, - добродушно улыбается директор. Свою задачу он понимает очень широко: есть школа - есть село, нет школы - нет села.

Афанасьевка - типичная южнорусская глубинка: до Белгорода целых 180 км. В селе около полутора тысяч жителей, 111 самых юных учатся в здешней школе. Николай Сапелкин, родившийся в Афанасьевке, тоже окончил эту школу и уже 31 год в ней работает. Вместе с женой, преподавателем биологии.

- Как правило, жена директора - это и есть директор, а моей Вере Ефимовне хватает мудрости, чтобы оставаться просто учителем, - уважительно говорит о супруге Николай Тимофеевич.

- Мы в школе готовим детей к нормальной здоровой жизни, к сельскому делу, - говорит директор. - Это в телевизоре жизнь гламурненькая, а у нас, извините, навозом пахнет. Наши выпускники вместе с аттестатом получают документ о профессии: парни - тракториста или водителя грузовика, девушки - швеи 3-го разряда. Мы воспитываем в детях два важнейших качества - трудолюбие и трудоспособность. То есть желание трудиться и умение трудиться. Это суть нашей инновационной программы, с которой мы победили во всероссийском конкурсе в рамках национального проекта "Образование" и получили на ее реализацию грант 1 млн рублей.

В 10-м классе на уроке - одни девчонки.

- Наши ребята сегодня в поле, готовят землю под подсолнечник, они у нас механизаторы, - объяснила этот учебный "девишник" Ира Сапрыкина, капитан волейбольной команды.

Все школьники начиная с 7-го класса работают в ученической производственной бригаде. У школы своя земля и собственная техника: два комбайна, четыре трактора, три автомобиля, два плуга, сеялки, картофелекопатель. Все это - результат амбициозной задачи Сапелкина.

- Когда в 90-е годы начал разваливаться наш колхоз им. Чапаева, я решил доказать детям, что не все в этом мире идет ко дну, - вспоминает Николай Сапелкин. - Мы собрали в школу брошенную колхозом технику, сами ее отремонтировали и взяли у районной администрации 55 га земли. А теперь глава нашего Алексеевского района Федор Сулим возит на школьные поля руководителей хозяйств: мол, посмотрите и сделайте не хуже, чем дети!

Дети работают, как взрослые, - за зарплату.

- Наше звено полеводов и летом работало, несмотря на каникулы. Я заработа-ла 700 рублей, - похвалилась Ира Сап-рыкина.

Для взрослых эти деньги, может быть, мелочь. Но для детей - нет. Школьники выращивают сахарную свеклу, подсолнечник, гречиху, пшеницу, овощи. Результаты их труда - и в школьной столовой (обед готовят из своих продуктов), и в школьной кассе (сельхозбизнес приносит в год до 600 тысяч рублей прибыли).

Одноклассник Ирины Максим уже четко распланировал свое будущее. Максима я встретил в поле - за рулем школьного трактора. Старенький МТЗ-80 натужно ревел, вспарывая плугом землю, в кабине было жарко и воняло горелой соляркой.

- Нравится мне это дело: трактора, комбайны, - сказал Максим. - Пойду учиться в сельхозинститут на инженера по сельхозтехнике.

Но тут из приткнувшегося к кромке поля "уазика" к нам подошел коренастый, средних лет мужчина и велел Максиму выровнять несколько кривых борозд.

- Так земля тяжелая, влаги маловато, - попробовал оправдаться Максим.

- Чтоб было как по струне! - приказал мужчина. Казалось, он и не видит, что перед ним - старшеклассник, с которого какой спрос?

Фамилия Максима - Сапелкин. И мужчина, так жестко отдававший ему указания, тоже Сапелкин - Михаил Кузьмич, отец Максима, учитель технологии, ответственный за работу производственной бригады.

- Это все родственники ваши, что ли? - удивленно спросил я директора школы Сапелкина.

Он в ответ рассмеялся:

- Да у нас тут куда ни повернись - сплошь Сапелкины, Сапрыкины, Хадыкины, Веретенниковы или Валуйских! Мы - потомки основателей села. Где родились, там и пригодились! У нас в селе приезжих вооб-ще мало.

Школьные краеведы нашли в московском архиве карту 1689 года, на которой Афанасьевка обозначена крестиком. Это значит, что в селе был храм, а при храме - церковно-приходская школа. Но теперь школа в Афанасьевке есть, а храма нет. Скоро историческое равновесие будет восстановлено. Буквально в 100 метрах от школы реконструируют старинный храм, превращенный при советской власти в клуб. Финансирует эту стройку Фонд поддержки реконструкции Свято-Васильевского храма, а руководит этой организацией школьный директор Николай Сапелкин.

- Два года занимаюсь храмом, - говорит он. - Люди охотно помогают - кто деньгами, кто участием в работе. Вот буквально вчера по селу собрали продукты - строителей кормить. К Новому году храм откроем. И территорию вокруг него красиво обустроим плиткой, чтобы люди брали и нравственный, и бытовой пример.

Учительница русского языка и литературы Вера Ильинична Сапелкина (опять-таки) "за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование" удостоена премии президента России в 100 тысяч рублей. За последние три года 27 ее учеников победили на олимпиадах: от районных до всероссийских.

- Каждый учитель теперь старается найти что-то новое, улучшить качество преподавания, - говорит Вера Сапелкина о нацпроекте "Образование". - Потому что работать именно так стало выгодно. На грант в миллион рублей мы купили новую мебель, лингафонный кабинет и 15 компьютеров. Теперь у нас есть выход в интернет, и мы будем использовать его интеллектуальный ресурс в преподавании. А моя, например, зарплата после того, как в рамках нацпроекта мы перешли на подушевое финансирование, увеличилась вдвое - до 14 тысяч рублей. Для нас это приличные деньги.

На школьное поле директор Сапелкин вез меня окольной дорогой по окраине села. Потому что привычный прямой "большак" был перекрыт. Его асфальтировали.

- Строим новую дорогу, - объяснил директор. - К школе. И к храму.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...