Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Вузы выбирают инновации

26—27 октября в нашем городе состоится первый Санкт-Петербургский конгресс "Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке". Его проводят комитет по науке и высшей школе и Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

26—27 октября в нашем городе состоится первый Санкт-Петербургский конгресс "Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке". Его проводят комитет по науке и высшей школе и Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики.

По мнению организаторов, конгресс подтвердит позиции Петербурга как крупнейшего центра профессионального образования, науки и инновационной деятельности. Его участниками станут петербургские вузы, колледжи, а также школы — в том числе победительницы всероссийского конкурса инновационных проектов. Кроме того, о своем участии заявили работодатели, промышленники, представители государственных органов. Будут на этом масштабном мероприятии и руководители Министерства по образованию и науке РФ.

Главная тема первого конгресса — инновации. На секционных заседаниях участники сосредоточатся на трех "китах": направлениях развития профессионального образования; фундаментальных и прикладных исследованиях по приоритетным направлениям; инфраструктуре инновационной деятельности.

Предполагается, что костяк составят петербургские вузы, которые победили в конкурсе инновационных образовательных программ в рамках национального проекта "Образование". Напомним, что в прошлом году в числе победителей названы Госуниверситет и Горный институт, а в 2007-м — Политехнический университет, Педагогический университет имени Герцена, СПбГЭТУ ”ЛЭТИ” и университет ИТМО. Эти вузы пошли по пути инноваций еще до объявления конкурса, так что им есть о чем рассказать коллегам.

Инновационный проект Герценовского университета ориентирован на создание педагогической компетентности как умения понимать другого человека, осознавать его жизненные интересы и способствовать его успешной социализации.

— Инновация в нынешнем глобальном контексте имеет непосредственное отношение к технологии перемен. В этом ключе инновационный университет становится институтом, осваивающим культуру эксперимента, культуру перемен, способным придавать системе образования новые качества, адекватные меняющемуся миру, — считает проректор по учебной работе РГПУ им. Герцена Сергей Гончаров.

В СПбГУ создают инновационную образовательную среду в классическом университете, опираясь на парадигму "От обучения к изучению". В Горном институте замахнулись на создание условий для перехода от экспортно-сырьевой к ресурсно-инновационной стратегии развития минерально-сырьевого комплекса страны. Чтобы достичь этой цели, вузу нужна интеграция образовательных, научно-исследовательских, инновационных и производственных ресурсов.

Инновационная программа Политеха объединяет три проекта: "Материалы, наноматериалы и химические технологии", "Энергосберегающие технологии" и "Машиностроение". Все они тесно связаны с четвертым: "Образовательные технологии и структура подготовки кадров". СПбГУ ИТМО обозначил для себя четыре главные задачи: образовательную, научную, инновационную, информационную, вуз намерен превратить такую еще во многом закрытую для общества систему, как университет, в открытую.

Электротехнический университет ”ЛЭТИ” внедряет системные инновации во все подразделения вуза и исповедует ценности инновационного образования, которое не догоняет прошлое, а создает будущее. 

— Мы рады, что был объявлен конкурс инновационных проектов для вузов, которые реально являются инновационными. Во-первых, потому, что понимаем: это единственный, по крайней мере для технических высших учебных заведений, реальный путь развития. Определяющий перспективы, устойчивость, высокий спрос на образовательные услуги, — говорит ректор СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Дмитрий Пузанков. — Да, мы гордимся мощными традициями, но понимаем, что по-старому преподавать уже нельзя. С одной стороны, резко возросла конкуренция между вузами. Но самое главное, что если страна должна развиваться по инновационному пути, и нам нужно не только зарабатывать деньги за счет природных ресурсов, но и производить интеллектуальный продукт, создавать отечественную технику, технологии, то, конечно, в образовании многое должно принципиально измениться.

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:

— Петербург достиг впечатляющих успехов в сфере образования и инноваций. Он вместе с Москвой и Тюменью вырвался вперед в реализации приоритетного национального проекта "Образование", и поэтому этим трем городам мы доверили роль консультантов других регионов. А вообще главным результатом нацпроекта можно считать то, что образовательная система страны стала более открытой для общества. Немалую роль при этом сыграло финансирование со стороны государства. В этом году консолидированный бюджет системы образования превысил 1 триллион рублей.

Но деньги — это все-таки не единственный фактор успеха. Людям надо создать условия для самореализации, для достижения успеха. В этом задача общества, и в огромной степени — задача государства.
Я считаю, что для любого творца необходима школа. Если мы сведем подготовку элиты к жестко заданной схеме, посадим таланты в золотые клетки, то, боюсь, очень быстро убьем любой интерес к творчеству. А творчество должно основываться на очень серьезной работе и базовом образовании. Без базы ничего не получится.

Александр Викторов, председатель комитета по науке и высшей школе:

— Главная идея проведения конгресса состоит в следующем: мы хотим, чтобы в Петербурге была, условно говоря, постоянная трибуна, на которой бы крупные ученые обсуждали глобальные проблемы, связанные с развитием профессионального образования, науки и инноваций. Естественно, не в узкой области, а в контексте человечества. Петербург занимает передовые позиции в этой сфере, поэтому абсолютно логично, что конгресс будет называться петербургским и проводиться именно на невских берегах. Такие встречи станут ежегодными. На них будут обсуждаться не просто какие-то рабочие моменты — тематика этого форума имеет перспективный характер. Если, например, темой обсуждения станут вопросы развития профессионального образования в нашем городе, в России в целом, а также их взаимосвязь с соответствующими международными тенденциями, то, участники заглянут вперед на ближайшие 15—20 лет. То есть этот конгресс будет основываться на серьезных, глобальных прогнозах. Такого форума в Петербурге до сих пор не было, да и в России их не так много. Помимо докладов крупных ученых, планируются открытые дискуссии на "круглых столах".

Не случайно стержень первого форума — инновации. Речь пойдет о роли приоритетного национального проекта "Образование", и более конкретно — конкурсе среди вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. Кроме того, о роли средних и начальных учебных заведений в кадровом обеспечении науки и инноваций, инновационной деятельности. О кадровом обеспечении перехода экономики города на инновационный путь развития. Поэтому главными участниками и станут университеты, победившие в этом всероссийском конкурсе.

Владимир Васильев, ректор СПбГУ ИТМО, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга:
— Мне кажется очень важным, что мы, наконец, поняли: основным стратегическим ресурсом развития инновационной экономики России и, в частности, Петербурга является то, что называется человеческим капиталом, или кадровым ресурсом. Именно это определяет развитие инноваций и инновационной экономики. Для Петербурга тоже имеет решающее значение понимание того, что интеллектуальный капитал и человеческий фактор — то есть кадровый потенциал имеют решающее значение. Поэтому первый Санкт-Петербургский образовательный конгресс как раз направлен на сочетание образования, науки и бизнеса, на осознание и понимание этой роли.

Ключевое слово нашего конгресса — инновации. Мы намерены обменяться самым передовым опытом в области университетского, профессионального образования, его связи с промышленностью, с академическими институтами, развить партнерские отношения между вузами и учреждениями среднего профессионального образования, муниципальными структурами, субъектами РФ.

Что касается ожидаемых результатов, то, прежде всего, это налаживание и организация новых форм сотрудничества между университетами, обществом и государством. А также — новых форм взаимодействия с работодателями, с институтами гражданского общества. Кроме того, нас интересуют вопросы, связанные с коммерциализацией научных разработок, новыми образовательными программами. Речь пойдет и о новых формах деятельности, которые сейчас развиваются в инновационных вузах.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...